Xcom 2 war of the chosen избранные. Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление
Вы прошли XCOM 2 на самой высокой сложности и поплясали на могилках инопланетных болванчиков? Вы включали запрещающий перезапускать миссии режим, чтобы получить хоть какой-то челлендж, но всё равно справились с игрой без особых проблем? Что ж, авторы отметили ваши успехи и сделали всё возможное, чтобы посмеяться последними. War of the Chosen - проект, с размаху бьющий серпом снизу в тот момент, когда вы меньше всего этого ждёте. Те, кого не сильно напрягало происходящее в оригинальной XCOM 2, побоятся включать этот интегрированный в основную игру аддон. Он делает больно каждую минуту. Будто дворовый хулиган, он наносит удары точно в голову, а вам только и остаётся, что прикрывать её руками без мяса на хрупких костях.
А если без метафор, то XCOM 2: War of the Chosen - это увеличение оригинальной XCOM 2 в полтора раза. Изменения коснулись практически всех элементов игры. Взять хотя бы сюжет: у нас было спасение главного героя в начале и разборка со Старейшинами под конец. Теперь повествование проявляет себя куда чаще, добавляя неожиданные повороты. Изначально авторы пытались превратить землян в загнанных зверей, страдающих от оккупации и неспособных дать отпор, тогда как по факту горстка сопротивленцев без усилий отбросила окопавшегося врага. War of the Chosen говорит, мол, так дело не пойдёт, и вводит в повествование новые переменные - различных по умениям и характеру вражеских героев. За избавление от Сопротивления этим инопланетянам обещана ни много ни мало сама Земля. Они, разумеется, жадно цепляются за невероятную возможность и готовы грызть глотки за такую честь.
Враги проявляют себя по-разному. Могут без предупреждения появиться во время выполнения любой миссии и тем самым увеличить неслабый перевес в сторону врага. Ещё они могут узнать, где находится ваш корабль на глобальной карте, и сбить его. Вдобавок они не затыкаются, стремясь вас деморализировать. Их издевательские, ехидные сообщения и обещания жестокой погибели - своеобразный вид искусства. Попробуйте нешаблонно пожелать врагу смерти полсотни раз и не повторится.
На радость игрокам, авторы подсократили генералам противника напористость и интеллект. Просто представьте, что на карте есть враги, бегающие на огромные расстояния или бьющие пси-энергией на сверхдальние дистанции. Теперь представьте, что у них есть сокращающие обзор дымовые шашки и атаки, сносящие две трети, а то и больше жизни за один удар, после чего недруг может преспокойно отступить, стать невидимым и пропасть с ваших радаров. Ужасно? А то как же! Но для соблюдения баланса пришельцы ограничены в своих действиях. Например, после первой атаки они не будут добивать раненого, предпочтя вторым ударом снести здоровье уже другому, более здоровому бойцу сопротивления. Авторы обосновали это сюжетом: генерал бьёт исподтишка, оглушая жертву, и если вовремя не привести её в чувство, гадский босс утащит её на опыты и допросы. Результат отчасти предсказуем, а значит, допускать подобного нельзя.
Отвечать на действия супостата придётся силами новых боевых подразделений. Помимо «икскомовцев» на Земле орудуют независимые группировки - их первым делом надо собрать, а потом заставить воевать под началом единого командира. Тут вам и изгои-псайкеры, и снайперы-ассасины, и инопланетяне, что переметнулись на сторону людей, избавившись от влияния Старейшин. Персонажей немного, но на поле брани каждый стоит как минимум трёх обычных солдат. Например, Жнецы, которые снайперы, помимо неплохих показателей дальней стрельбы и способности открывать огонь после пробежки, обладают особой маскировкой, которая не спадает, даже если тактическая стадия закончилась, и враг знает о присутствии бойцов сопротивления.
А вот страдать от последствий сброса на Землю бомб с биологической начинкой будут обе воюющие стороны. В мегаполисах планеты ныне обитают новые представители осовремененной XCOM 2 - зомби. Поражённые оружием пришельцев люди мутировали, утратили разум и нападают на живых. Быстрые, многочисленные, на вид омерзительные, как и полагается современным киношным мертвякам. Правда, серьёзной опасности они не представляют из-за новой боевой механики. Принцип следующий: убиваете зомби одним выстрелом, и вам не засчитывают потраченное очко действия. Поэтому можете смело валить нежить в радиусе поражения, пока в обойме есть патроны, а после перезарядиться и атаковать снова. На тактической стадии подход тоже будет иным. Монстры ориентируется не только на визуальное нахождение врага, но и на слух. Если вы, пробираясь по старым зданиям, будете шуметь, бить окна и стрелять, зомби моментально узнают о вашем присутствии и сбегутся посмотреть, кто там пытается стащить из разрушенного супермаркета последний сладкий рулет.
Теперь давайте сосчитаем конечности, которые вам понадобятся, чтобы успешно вести войну на всех фронтах. Одной рукой воруем припасы, совершая налёты на базы и лагеря противников. Второй рукой устраиваем мощные атаки на лаборатории «Адвента», чтобы предотвратить строительство проекта «Аватар». Левой ногой отбиваемся от инопланетян-генералов, не давая воровать наших солдат и узнавать, где летает наш пепелац, попутно разыскивая крепости могучих гадов, чтобы наконец-то их добить. Правой ногой объединяем группировки, отправляемся на их сюжетные и рандомные здания, разруливаем внутренние конфликты и собираем единую армию. Конечности закончились, а ведь ещё придётся заниматься разбором приказов для каждой фракции (раз в месяц они дают неслабые бонусы), отправлять бойцов на случайные задания и предотвращать зомби-апокалипсис.
Как за всем уследить и всюду успеть? Правильный ответ - никак. XCOM 2: War of the Chosen - игра на шахматном поле из двухсот с лишним клеток, но играть можно только за одну хромую лошадь. Фронт - везде и нигде, союзники всюду, но их чудовищно мало, а война набирает обороты, сыплет графиками, зловещими красными шкалами, предупреждениями с сотней-другой событий, которые ни в коем случае нельзя игнорировать, и перечнем битв, где ни в коем случае нельзя проиграть.
После каждого боя следует расслабиться и отдохнуть. Для этого появился небоевой режим-конструктор. Авторы помнят о том, без чего ни одна уважающая себя война не ведётся и не выигрывается: пафос и пропаганда. Теперь в наличии редактор мотивирующих плакатов, создаваемых автоматически либо под вашим чутким руководством. Любая победа, любое событие, будь оно радостным или трагичным, обязательно превращаются в постер с вашими бойцами, а готовый макет появляется повсюду в мире XCOM 2. Прошли миссию? Сделаете мотивирующий плакат, и пусть все узнают, что победа близка! Умер боец? Делаем агитку в стиле «Любим, помним, не простим!».
Ещё бывает так, что ваши солдаты после нескольких совместных сражений становятся настоящими боевыми братьями. Порой это даже забавно, ведь уровень братских отношений можно поднять, просто спаивая бойцов в местном баре. Как только их отношения максимально окрепнут, они получат особые умения в бою, из чего тоже можно сделать орудие пропаганды. Конечно, на геймплей плакаты никак не влияют, зато атмосферой войны помогают насладиться в полной мере.
Однако если вы думаете, что над War of the Chosen летают бабочки, а сама она благоухает свежестью и хвоей, лучше прихватите с собой освежитель воздуха. Студия Firaxis - творцы с большой буквы F, в смысле они действительно стараются добавить как можно больше нового уникального контента, пусть ради этого придётся полностью перебалансировать игру. Но с технической частью у них вечные проблемы. К XCOM 2 выходили дорогущие DLC, но патчи не правили оптимизацию - игра по-прежнему грела железо, будто черти в аду раскочегаривали печь для грешников. War of the Chosen убрала длительные загрузки, однако всё прочее осталось, пусть и не совсем понятно, на что тратятся мощности вашей машинки. Да, локации разрушаемые, но без графических изысков или оправдывающего подобную растрату ресурсов масштаба. Оптимизация, где ты, когда ты так нужна? В ответ тишина.
Если же быстрый и резкий износ оборудования продолжительностью от тридцати до сорока часов не является для вас ощутимой проблемой, то пройти прокачанный XCOM 2 вы просто обязаны. Если бесполезные классы, бесполезные мехи, бесполезные раскраски для армии, за которые авторы просили 850 рублей, не стоили и половины этих денег, то XCOM 2: War of the Chosen, который стоит всего на 500 рублей дороже, окупается уже в первые полчаса. XCOM 2 стал непредсказуемым, опасным, беспощадным и дарит новые ощущения даже закалённым в боях фронтовикам Земли.
Если вам по какой-то причине казалось, что у оригинальной XCOM 2 есть проблемы со сложностью, то лучше вам не запускать War of the Chosen. Это дополнение лишний раз напоминает - Земля больше не ваша. Доказывать инопланетянам, что они не правы, конечно же, можно и даже нужно, вот только теперь делать это будет гораздо сложнее. И интереснее!
При создании War of the Chosen разработчики из Firaxis учли все, на что жаловались игроки в :
- Мало событий на глобальной карте? Пожалуйста, теперь много. Враги быстро становятся предсказуемыми? Тогда вот вам вражеские суперсолдаты, готовые в момент стереть XCOM в порошок. Маловато типов заданий? Сделали больше! Бесит таймер? Не вопрос - на него теперь можно воздействовать, так что он перестанет мешаться.
Одним словом, поправили все ключевые косяки оригинала.
Но одна из самых важных вещей дополнения - те самые Избранные. Это три чрезвычайно мощных противника, которым за поимку командира XCOM положена награда - власть над Землей. Разумеется, делиться никто не хочет, и поэтому каждый из них обособленно включается в гонку за обладание целой планетой.
Для XCOM же эта гонка оборачивается чудовищной головной болью - Избранные используют разные методы борьбы, ни один из которых, разумеется, не предполагает честного сражения: саботажи, диверсии, точечное уничтожение ваших лучших агентов - будьте готовы к грязной игре.
И учтите, Избранные - это вам не тупые противники-боссы, как в дополнении Alien Hunters. Они настоящие личности со своими особенностями, со своей манерой поведения. А еще, в отличие от своих «коллег», они не горят страстным желанием нарушать правила игры, совершая сразу по десятку ходов на один ваш. Зато они будут постоянно комментировать ваши действия, рассуждать о том, насколько же плохо ваши солдаты тренированы, и предлагать сдаться в плен всем составом после каждого промаха.
Разработчики проделали титанический труд и записали для Избранных столько реплик, что у меня пришельцы в своих угрозах не повторились ни разу за все прохождение.
Если же докапываться до сути, то окажется, что Избранные - это улучшенные бойцы XCOM: рейнджер, снайпер и псионик. К счастью, друг с другом они не в ладах, поэтому отбиваться придется максимум от одного Избранного за раз. Иначе у нас вообще не было бы шансов.
Избранные случайным образом появляются на миссиях, вынуждая игроков налету пересматривать тактику. И, разумеется, у каждого Избранного своя стратегия и свои особенности. Убийца носится по карте, машет своим мечом и вырубает ваших бойцов точечными ударами. Охотник сидит где-нибудь в уголке карты, выцеливая ваших бойцов. Варлок же предпочитает держаться на средней дистанции, и проблем от него куда больше, чем от Убийцы и Охотника вместе взятых - в основном потому, что он псионик. Один раз из-за его умений мне пришлось просидеть на миссии более шестидесяти ходов.
А главное - вы никогда не угадаете, придет ли к вам на миссию Избранный. Рядовой рейд за материалами в любой момент может превратиться в прогулку по аду из-за вторгнувшегося Избранного. Самое веселье в том, что они появляются на миссиях не сразу, а спустя пару-тройку ходов, когда вы уже расслабились и не ждете подвоха.
Конечно, со временем к таким фокусам вы будете готовы заранее в каждом сражении, но поначалу нервы игра вам все же потреплет.
И если вам мало того факта, что Избранные гадят вам на заданиях, то пожалуйста - гадят они еще и на глобальной карте. Причем по-всякому - то урежут доход с какого-нибудь региона, то залезут на «Авенджер» и попытаются совершить саботаж, то вообще попробуют уронить ваш корабль и начать наземную операцию по захвату летающего штаба XCOM.
К счастью, всем этим трюкам Избранные обучаются постепенно. Чтобы начать саботировать ваши коммуникации, им сначала нужно добыть необходимую информацию, а заодно поднять себе уровень. Чем больше они знают, и чем выше их уровень, тем выше шанс того, что ваш «Авенджер» внезапно рухнет посреди пустыни Сахара. Ну, или помидоры из холодильника внезапно исчезнут - тут уж как повезет.
Но кое-что у своих предшественников из Alien Hunters Избранные переняли. Например, кучу занятного барахла, которое остается после окончательной победы над одним из негодяев. И если оружие Варлока ничего интересного из себя не представляет, то вот снайперская винтовка Охотника и дробовик с катаной Убийцы претендуют на звание самого «перекаченного» оружия в игре. Хорошо хоть существуют они в единственном экземпляре!
Единственное, что омрачает все это великолепие - халатное исполнение финальных этапов противостояния с Избранными. Решающая битва с каждым из них протекает в одних и тех же декорациях и с одними и теми же условиями, а после победы над всеми тремя вы не то что ролика - даже кат-сценки не увидите. Право слово, Firaxis, можно было и лучше.
Еще разработчики наконец-то вспомнили, что у них игра не про то, как государственная организация борется с инопланетянами, а про кучку высокотехнологичных партизан, пытающихся отбить свой мир обратно.
Теперь «Адвент» постоянно вещает по радио и телевидению, сообщая об очередной злодейской атаке «террористов из XCOM, которые мешают миру». Повсюду висят агитационные плакаты тех самых «террористов». Денег и ресурсов из-за действий Избранных вечно не хватает. А главное - ваша организация оказывается далеко не единственной.
Помимо XCOM с пришельцами сражаются еще целых три фракции: Жнецы, Заступники и Храмовники, причем каждая организация, как водится, со своими тараканами. Первые - простые люди, которые полны решимости отвоевать свой дом любыми методами. Вторые - отщепенцы «Адвента», желающие отомстить своим создателям за все и сразу. Ну и третьи - псионики, они вроде бы сидят тише воды, однако прекрасно понимают войну и готовы помочь вам выгнать пришельцев с Земли куда подальше.
Новые фракции привносят с собой сразу несколько важных вещей. Первая - система приказов. С началом каждого нового месяца вы можете выбрать до девяти уникальных модификаторов, которые будут влиять вообще на все - на «Авенджер», на мир вокруг, на ваших солдат, на врагов. Выбирать есть из чего, причем часть приказов поначалу кажется откровенной имбой. Скажем, приказ, который «замораживает» таймер задания до тех пор, пока ваши бойцы не потеряют маскировку. Или моментальный контакт с тем или иным регионом на карте. Ну или совершенно халявный новобранец, которого вам выдают дополнительным юнитом в начале задания - он даже остается у вас после завершения миссии!
Вторая важная вещь - секретные операции, помогающие еще сильнее погрузиться в атмосферу партизанской войны. Суть максимально простая - вы выбираете нужное вам задание, например, саботаж проекта «Аватар» и назначаете на него бойцов. Те какое-то время отсутствуют, а затем возвращаются с отчетом, получив немного опыта и то, за чем они ходили. Принцип хорошо знакомый по многим-многим другим играм, но работающий.
Также у нас есть сразу три новых класса, и они неплохо вписываются в существующую схему. Вот, например, Жнецы. Они снайперы, но при этом у них нет дополнительных умений, связанных с пистолетами, зато есть навыки, улучшающие взрывчатку. По сути, они не столько снайперы, сколько настоящие диверсанты - у них даже режим маскировки работает «по-своему».
Главная задача Жнецов на поле боя - быстро добегать до ключевых объектов в «инвизе» и выносить их, пока остальная группа где-то там сражается, отвлекая на себя внимание. Они же могут заниматься «сколом» брони у противников и минированием местности. В общем, если вам казалось, что в XCOM 2 слишком дурацкий стелс, то Жнецы вам точно понравятся. Жаль только, что в сравнении с обычными снайперами у них очень скромный урон.
Заступники - это рейнджеры, только не с дробовиками, а с автоматами. Они быстро перемещаются по карте благодаря своим крюкам-кошкам, неплохо сражаются в ближнем бою и могут притягивать к себе гуманоидных врагов.
Но есть проблема. Те же Жнецы практически незаменимы на миссиях, где требуются незаметные действия. А вот для Заступников своей однозначной ниши нет.
Да, они могут выполнять работу рейнджеров, но их урон гораздо ниже, чем у обычных бойцов XCOM. Да, крюк-кошка и возможность выстрелить дважды за ход делают их интересными бойцами, но не более того. С другой стороны это, наверное, и хорошо - зачем плодить имбалансные классы?
Храмовники - тоже похожи на рейнджеров, только уже с перекосом в псионику. Опять же, по сравнению с обычными рейнджерами у них не столь высокий урон, зато они могут увеличивать его с помощью очков концентрации, которые выдаются за избиение вражеских войск.
Помимо своих пси-лезвий Храмовники примечательны интересным набором способностей. Например, они могут ставить стены из энергии. Или усиливать «входящий» урон по противнику. Но самое крутое - способность поменяться с врагом или союзником местами. Грамотно используя умения Храмовника можно добиться многого, главное - следить за концентрацией, потому что без нее Храмовники не могут почти ничего.
Поначалу может показаться, что новые бойцы куда сильнее старых. Это не так. По мере улучшения оружия они все сильнее отстают в плане наносимого урона, но компенсируют это собственными умениями - вот главное отличие трех новых классов от уже знакомых. Если у бойцов XCOM строго линейное древо развития, то у новичков этих навыков огромный список, плюс можно взять что-нибудь из уже привычных перков стандартных классов.
Тут же следует отметить и приятное нововведение - ваши бойцы теперь не ограничены выбором из двух умений на уровне. Если построить специальную комнату на «Авенджере», вы сможете докупать бойцам дополнительные навыки. Выучить можно хоть оба древа сразу - лишь бы очков навыков хватило. Они, в свою очередь, делятся на два вида - индивидуальные очки бойца, и общий пул очков XCOM, которые выдаются за различные «успешные действия» в бою.
А еще теперь бойцы могут объединяться в тактические двойки, что добавляет динамики сражениям. У таких товарищей в бою есть весомые преимущества - они могут подбадривать друг друга, снимая негативные эффекты, могут дать дополнительный ход, или даже одновременно стрелять по одной цели, тратя только одно действие. Звучит так себе, но на заданиях это очень помогает.
Кстати, о заданиях. Firaxis добавили новые типы миссий, новые карты и новых врагов. Огнеметчики в определенный момент становятся просто живыми бомбами посреди вражьего отряда, призраки - очень занудной помехой, которую лучше побыстрее вырезать чем угодно, а вот странники, аналоги зомби, внезапно раскрывают игру с новой стороны.
Миссии, которые казались мне самыми скучными, с появлением странников превратились в кладезь тактических маневров и решений, которые, увы, нереально провернуть на других заданиях. Дело в том, что странники реагируют на звуки, и их легко привлечь взрывом. А еще «Адвент» тоже воюет с полчищами зомби. Дело остается за малым - натравить врагов друг на друга, и, потирая лапки, смотреть кто кого вырежет.
Ну, а после сражений можно откинуться в кресле и заняться знакомым всем фанатам RPG делом - залипнуть в конструкторе. Только не персонажей, а плакатов, которые затем появятся на локациях. Можно от этого и отмахнуться, конечно, положившись на автоматический генератор, но разве так поступают партизаны? Куда веселее самому сидеть по полчаса над каждым листочком, подбирая идеальные позы для солдат и фон для них.
Война с пришельцами? Пффф, погодите - у нас тут фотосессия.
Firaxis не врали, когда говорили о том, что в War of the Chosen контента столько, что хватило бы на полноценную третью часть. Да, сюжет с Избранными вышел немного скомканным, но он все равно раскрывает новые детали этого безумного мира и наводит на определенные мысли (спойлеров не будет!). Новые механики без шума и пыли «встали» в каркас оригинальной игры, ничего не погнув - теперь просто не понимаешь, как раньше играл в XCOM без них. Игра на глазах стала сложнее, комплекснее и интереснее, хотя, казалось бы, куда же еще. Здорово же?
«Сезонный абонемент» к получился, мягко говоря, невыдающимся: первое DLC добавило лишь «косметику» для солдат; второе, Alien Hunters , - троицу невероятно злых боссов; третье - возможность конструировать боевых роботов, что конечно приятно, но погоды не делает. Поэтому к адд-ону (в абонемент не входящему) отношение было настороженное. Тем более что вынесенные в название «Чозены» - тоже боссы, причем их опять-таки трое: ассасинка, снайпер и псионик.
Небольшое отступление для тех, кто Alien Hunters пропустил: встреча с тамошними боссами отнимала больше нервов, чем финальная схватка игры. Дело в том, что каждый из них имел как минимум в пять раз больше хитпоинтов, чем рядовой противник, и вдобавок отвечал на любое действие игрока. Солдат выстрелил - босс выстрелил в ответ. Солдат перебежал с места на место - босс выстрелил. Солдат перезарядился - босс, опять-таки, получает право на выстрел. Плюс встретиться они могли когда и где угодно, поэтому один неосторожный шаг мог обернуться потерей половины отряда.
Так вот, с новыми «избранными» такого накала драмы нет, поскольку действуют они строго в свой ход, и о своем появлении на карте предупреждают заранее. Хотя противники из «избранных» все равно серьезные: все они обладают богатырским здоровьем и мощными абилками. Например, ассасинка до первого удара невидима, снайпер может стрелять через всю карту, а псионик с легкостью берет солдат Xcom’а под контроль. Кроме того, их нельзя убить: потеряв последний хитпоинт, босс просто телепортируется с карты и может как ни в чем не бывало заявиться на следующую миссию. Чтобы избавиться от одного из избранных окончательно, придется найти и взять штурмом его персональную крепость.
На память об окончательно убитых избранных остается их оружие
Трое в лодке, не считая Xcom
Так на сцену и выходит новая механика - «секретные задания». От игрока здесь практически ничего не требуется: выбираем приглянувшуюся операцию из списка, отправляем людей согласно прейскуранту (на одну может требоваться боец званием не ниже лейтенанта, на другую - ученый или инженер) и ждем обозначенный в описании срок - в игровых днях, разумеется. По его истечении получаем положенную награду (ресурсы, апгрейды для оружия, данные о крепости избранного и т.д.) и предложение начать новую операцию - выполнять несколько «секретных заданий» одновременно нельзя, только по очереди.
«Секретные задания» тесно связаны с другой новинкой - фракциями Сопротивления. Их тоже три: Жнецы - отмороженные выживальщики-стелсеры, в буквальном смысле жрущие инопланетян на завтрак; Заступники - гибриды людей и пришельцев, в которых человеческое начало оказалось сильнее, а Храмовники - мощные псионики, слегка потерявшие связь с реальностью. Все они в союзе с Xcom’ом, но организационно остаются независимы. Читай, взаимодействие с ними сводится к тому, что время от времени фракции подкидывают Xcom’у боевые миссии и снабжают свежими «секретными заданиями». Кроме того, сотрудничество с фракциями приносит некоторые глобальные бонусы вроде дополнительных ресурсов или ускорения исследований.
Всякое важное событие, вроде победы в миссии, игра предлагает увековечить с помощью постановочной фотографии
Наконец, каждая фракция делегирует под командование игрока героического бойца уникальной спецализации. Жнец - идеальный разведчик: он и движется в стелсе быстрее всех, и враги его замечают, лишь оказавшись с ним лицом к лицу, и целому арсеналу диверсионных приемов Жнец обучен. Например, он может размещать мины-липучки, одним выстрелом детонировать машины, даже добивать подраненных врагов - и все это без риска вылететь из стелса.
Заступник - по сути, рейнджер на стероидах: подтягивает врагов к себе, чтобы огреть их перчаткой с острыми когтями; подтягивается к врагам сам, чтобы проделать то же самое, или просто скачет по уровню с помощью крюка-кошки. Может выстрелить два раза за ход, может огреть электрошоком, а прокачавшись до максимального уровня, раз за миссию может действовать по правилам боссов Alien Hunters , то есть отвечать на каждый выстрел неприятеля своим действием.
Храмовник напоминает протоссов из StarCraft , ибо рубит врагов парными псионическими лезвиями и в процессе накапливает энергию, которую впоследствии тратит на заклинания вроде телепортации или пси-шторма. К сожалению, восстанавливающимися силовыми щитами храмовники не обладают, поэтому после атаки приходится спешно убегать к своим или надеяться, что сработают пассивные абилки вроде «30% шанс избежать урона от вражеской атаки».
Пост-героический синдром
Собрать ударный кулак из одних «героев» и играючи перемалывать миссию за миссией не удастся. Во-первых, по умолчанию фракции отправляют в Xcom по одному представителю, и возможность пополнить свои ряды дополнительным героем появится далеко не сразу. Во-вторых, в War of the Chosen бойцы стали уставать: несколько боевых вылетов подряд (или даже один, но очень неудачный) приведут к тому, что у солдата начнет трещать крыша и он может обзавестись фобией - например, страхом перед избранными, что выливается в шанс запаниковать, когда кто-то из них появляется на поле брани. Если же его и в таком состоянии отправить в бой - боец сломается окончательно и без всяких ранений улетит в госпиталь на несколько недель.
Словом, герои - это хорошо, но воевать в основном предстоит старыми знакомыми классами, тем более что их тоже усилили. Основа прокачки старая (т.е. на каждом левелапе предлагается выбрать один из двух перков) - однако если построить на базе тренировочный центр, в нем можно будет докупить невзятые в свое время умения, открыв хоть все древо прокачки целиком. Вдобавок, помимо стандартных классовых перков, каждый солдат имеет набор индивидуальных бонусов: например, снайпер А может научиться сбивать броню с противников, а снайпер Б - особому выстрелу, который попадет в цель при любых условиях. Загвоздка в том, что на прокачку дополнительных перков тратится особый ресурс, Ability Points, который дается в награду за некоторые «секретные операции», либо за особые успехи в бою (например, за уничтожение избранного). То есть AP всегда в дефиците, поэтому предстоит изрядно поломать голову, определяя, какой перк у какого бойца организации нужнее.
Отправленных на тайную операцию бойцов могут ранить, взять в плен или атаковать - в последнем случае загружается тактическая миссия, где нужно провести их до точки эвакуации
Дополнительная кастомизация бойцов идет через «секретные задания». Дело в том, что помимо основной награды, одного из участников может ждать бонус к здоровью, меткости и т.д., который останется с ним навсегда. В результате из безликих и взаимозаменяемых юнитов оперативники Xcom превращаются в личностей, которых помнишь и в лицо, и по имени. Ведь одно дело, когда у тебя есть целый взвод рейнджеров-полковников, неотличимых друг от друга, и совсем другое - когда одного из них ты целенаправленно пестовал, чтобы он мог за ход пробежать полкарты и гарантированно уничтожить цель.
Миру по нитке
Вышеперечисленное - это крупные изменения, но в War of the Chosen есть и множество мелких. Например, налеты инопланетян на укрепрайоны Xcom иногда проходят в старом формате, когда кругом куча гражданских, которых безнаказанно отстреливают враги - а иногда наоборот, все гражданские кучкой сидят в каком-нибудь здании, подступы к которому охраняют сопротивленцы-NPC (и у них есть определенные шансы отбиться даже без помощи игрока).
Боссов из Alien Hunters заметно ослабили: первая встреча с каждым из них происходит не абы где, а только при атаке базы инопланетян, причем о присутствии босса предупредят еще перед вылетом. К тому же боссы отныне не реагируют на действия солдат, которых не видят - поэтому, собрав отряд снайперов со Жнецом-разведчиком во главе, вполне реально убить босса без малейших потерь со своей стороны.
Ко всему прочему, избранные невероятно говорливы - постоянно выходят с Xcom’ом на связь, чтобы попугать
Научную систему доработали: теперь после окончания исследования на ученых может накатить вдохновение, позволяющее им разработать определенную технологию в рекордно короткие сроки - но только если взяться за дело прямо сейчас. В результате появляется хороший стимул нарушить запланированный порядок исследований. Еще больший стимул возникает, когда дело касается «прорывов»: они находятся вне стандартных веток исследования и сходу дают плюс, например, к урону определенным типом оружия - но, как и с вдохновениями, предлагаются они рандомно и начинать такую разработку нужно сразу же, как только она была предложена. Впрочем, недостающие «прорывы» можно добрать тайными операциями.
Изрядно расширился ассортимент миссий: появились новые типы заданий (например, захватить ящики с ресурсами до того, как враг успеет их эвакуировать), и модификаторы, назначаемые случайным образом к любой миссии. Например, на одно задание можно взять бойцов чином не выше сержанта; на другом встретится много противников-псиоников, на третьем - наоборот, сплошь роботы; в четвертой миссии у отряда будет бонус к скрытности, а пятая вообще проходит в заброшенном городе - вотчине Lost’ов.
Lost - новый тип зомби, на которых разработчики почему-то делают особый акцент: мол, они то, они се. Приходят на звук взрывов и с одинаковой охотой атакуют и инопланетян, и Xcom’овцев, поэтому в идеале должны были бы вносить свежую струю в картину боя - но на деле они слишком медленно двигаются, слишком слабо бьют и слишком легко умирают.
Игра особенно не скрывает, что Lost’ы - это гражданские, надышавшиеся газом из инопланетных капсул в первом XCOM
Зато избранные проявляют неожиданную резвость. Мало того, что в ходе тактических миссий они пытаются выпотрошить солдат Xcom’а, так еще и в стратегическом режиме подлянки устраивают: то ежемесячный доход уменьшат, то исследование на лишнюю неделю затянут, то из оружейной комнаты несколько апгрейдов утащат, а то вовсе атаку на штаб-квартиру Xcom’а организуют.
War of the Chosen - отличный пример того, как надо делать адд-оны. Тут уйма нового, продуманного, сбалансированного контента - и при этом он равномерно распределен по всей игре. То есть если в DLC для того же ты сразу отправляешься на новую территорию, залпом проходишь тамошнюю сюжетную линию и потом возвращаешься в привычную Пустошь, получив на память лишь пару перков да новую пушку, то в War of the Chosen все иначе. Ты начинаешь новую кампанию и вроде бы играешь в знакомую игру, но постоянно отмечаешь, что вот здесь стало лучше, здесь появилось что-то новенькое - а вот и добавленный в адд-оне тип противников встретился, и для борьбы с ним нужно вырабатывать свежие тактики. Рядовому стратегу этого чувства новизны хватит как минимум на одно полное прохождение; ну а для XCOM -энтузиаста War of the Chosen - и вовсе, что называется, «мастхэв».
Играя в XCOM 2, вы могли задаться вопросом: каким образом сопротивление вообще выживало до тех пор, пока за дело не взялись вы? Прилетая отбивать нападение пришельцев на очередную базу повстанцев, вы видели лишь кучки напуганных людей. Дополнение War of the Chosen наконец-то отвечает на этот вопрос. Впрочем, не только на этот.
War of the Chosen - первое серьезное дополнение для XCOM 2. Пред ыдущие скорее были косметическими расширениями, незначительно влиявшими на игру. Да, появились Повелители, вносившие определенный сумбур в происходящее. Да, в команду можно было взять было огромного робота. Но те дополнения не давали той глубины, которая нужна была игре. Несмотря на процедурно генерируемые задания, разнообразием DLC не отличались и довольно быстро приедались. Особенно в том случае, если вы не торопили события, выполняя все сюжетные миссии еще до получения плазменных винтовок. War of the Chosen во многом это изменила. Не добавив новых заданий или отдельную мини-кампанию, новое DLC , тем не менее, воплотило те идеи, которые должны были присутствовать в игре с самого начала.
Разумеется, XCOM 2 и раньше была замечательной, но иногда создавалось ощущение, что многое осталось за кадром. Не хватало персонализации врагов - вы сражались с безликой массой инопланетян, захвативших планету. Даже лидеры пришельцев не обладали какой-либо вменяемой личностью, представляя собой универсальное зло, которое можно уничтожать без каких-либо эмоций.
Теперь же вам придется сражаться с Избранными - чемпионами вторжения, каждый из которых обладает запоминающимся лицом и поведением. Всего их три, и каждый из них обладает уникальной специализацией. Убийца - это вариация злобного рейнджера, Чародей - очень мощный псионик, а Охотник - снайпер, которому позавидовал бы и Дэдшот. Избранные разделили планету на зоны влияния, и периодически они будут мешать вам выполнять задания. По сути, это развитие Повелителей из Alien Hunters , только более сбалансированное. Избранные не ходят после каждого вашего действия и не обладают титаническим здоровьем Повелителей. Но это не значит, что их не стоит бояться. Главная их сила - способность к адаптации. На каждый бой они выходят более опытными , с новым набором сильных сторон.
Врагу в XCOM 2 очень не хватало персонал изации, и Избранные решили эту проблему. Теперь вы сражаетесь не абстрактным злом, а со вполне конкретными противниками.
Кроме того, окончательно уничтожить Избранных в открытом бою невозможно. Для этого нужно найти крепость, в которой находится воскрешающая камера - только в этом случае вы сможете вывести их из игры. Кстат и, в игре есть немало заданий, где появление еще одного врага (особенно такого сильного) заставит вас похоронить половину отряда минимум. Кроме возможности испортить вам жизнь на заданиях, Избранные будут сражаться с вами и на глобальной карте, лишая ресурсов или охотясь за вашей воздушной базой. Скучать точно не придется.
Но в борьбе с новой угрозой вы не останетесь одинокими. Оказывается, сражаетесь с пришельцами не только вы, но и три группы сопротивления, у каждой из которых есть свои цели и задания. Установив с ними контакт в ходе специальной миссии, вы получите их чемпионов и сопутствующие бонусы. Среди них есть жнецы - лучшие снайперы сопротивления, заступники - бывшие солдаты ADVENT , способные атаковать два раза, и храмовники - псионики, любящие ближний бой.
Развиваются их воины, правда, немного иначе. У них больше специализаций, и вам не придется выбирать из пары вариантов. Но при этом нельзя сказать, что они обладают какой-то ультимативной силой, будучи способными уничтожать сектоподов одним взглядом. На длинной дистанции они выглядят даже чуть слабее, чем обычные солдаты, которые все равно будут составлять костяк боевых операций. Новые герои добавят вам лишь гибкости в тактическом планировании.
War of the Chosen - еще более крупное дополнение, чем Enemy Within для оригинальной XCOM . Помимо новых механик, здесь вы найдете десятки мелких исправлений и новинок.
Тактическое планирование в игре стало очень важным. Новые Dark Events могут серьезно испортить вам жизнь. Например, у врагов могут появиться патроны, вызывающие сильное кровотечение. Без большого количества специалистов не обойтись. War of the Chosen заставляет вас уделять намного больше внимания формированию команды. Во многом этому способствует и механика дружеских связей среди ваших солдат. Так, ветераны, часто сражающиеся бок о бок, могут получить специальные перки, если будут отправляться на миссии вместе. Но это имеет и обратную сторону - если кто-то из них погибнет, другой может стать неуправляемым, проявляя злость и активируя умения, которые вам не нужны.
Не последнюю роль играют задания в покинутых городах, захваченных так называемыми «потерянными», своеобразными зомби. Нападают они всегда толпами и способны окружить ваш отряд довольно быстро, доставляя определенные проблемы. Но если ваш солдат попадет «потерянному» прямо в голову, он получит возможность произвести еще одно действие. Благодаря этому «потерянных» можно уничтожать десятками, и уже после середины игры это превращается в обычную резню. Нужно лишь следить за количеством патронов и стараться получить возможность бесплатной перезарядки. Также важно понимать, что особенно хорошо против «потерянных» работают снайперы с упором в пистолетный бой и гренадеры со способностями цепных или конусных выстрелов. Вот только гранаты лучше не использовать - они только привлекут новых зомби. Чуть менее эффективны против них специалисты, рейнджеры и роботы SPARK . Это нужно учитывать при наборе команды.
Появились и новые локации, которые несколько разнообразят стандартную сельскую и городскую местности. Понимая необходимость заполнить новые карты новыми противниками, разработчики добавили в War of the Chosen возможность встретить ранее скрывавшихся солдат повелителей Земли. Можем лишь посоветовать запастись защитой от псионики и огня. И выдержкой. Потому что в войне с Избранными она вам точно понадобится.
Компания Firaxis продолжает славную традицию по выпуску объемных дополнений. DLC, в достаточно большом количестве вышедшие для XCOM 2 за полтора года после ее релиза, вполне ожидаемо не добавили в игру ничего, что сподвигло бы меня проходить ее снова. Нет, конечно, кто-то наверняка постоянно штурмует новые высоты в плане уровней сложности и получения самых редких достижений, но по-настоящему XCOM 2 изменилась лишь несколько дней назад – с выходом аддона War of the Chosen.
Теперь у нас есть три новых врага – те самые Избранные из названия игры, любой из которых может выскочить как черт из табакерки почти в любой случайной миссии. К счастью, высокомерные и весьма болтливые инопланетяне не кооперируются друг с другом или с тройкой уродов из Alien Hunters. Или же к сожалению… В любом случае, подлецов просто так убить нельзя: они обязательно будут возвращаться снова и снова, пока вы не возьмете штурмом их личные цитадели.
Злодеи получились любопытные, хотя на фоне «королевских» монстров они не выглядят особенно страшными. Одна из них предпочитает ближний бой, второй – псионик, третий же может стрелять из снайперской винтовки почти через всю карту. Другое дело, что он заранее указывает свою цель и зону поражения, так что если из нее убраться до конца хода, то ничего страшного он вам точно не сделает. И все они действуют примерно в таком ключе: вроде и солидные ребята с большим количеством сильных сторон (например, защита от взрывов) и малым – слабых, но некоторые их уловки уж слишком легко обходятся. Да и крепости их меня откровенно опечалили: все три боя с «боссами» проходили в похожих условиях и примерно по одному сценарию, разве что каждый следующий был чуть легче из-за того, что мои бойцы были опытнее и лучше экипированы. В том числе превосходным оружием уже побежденных Избранных.
Впрочем, игнорировать трио злодеев в любом случае не получится, потому что они вредят не только «в поле», но и на глобальной карте. Для противодействия им в игре появились три фракции Сопротивления, каждая из которых позволит выследить соответствующего «босса», выполнит специальные приказы (читай: одарит бонусами) и поделится собственными рекрутами, наделенными уникальными наборами умений, открываемых за специальные очки.
Жнецы, например, специалисты по скрытным операциям: они могут даже убить инопланетянина и все равно остаться замаскированными. Этот вопрос, правда, вполне в духе XCOM решается случайным образом, поэтому выстраивать на базе этой особенности тактику довольно опасно. Еще у нас есть перебежчики из «Адвента», которые по умолчанию стреляют два раза за ход, притягивают врагов к себе и т.п. Особенно забавной получилась группировка псиоников: эти после удара в ближнем бою получают дополнительное действие для того, чтобы убежать в укрытие. Вот бы рейнджерам так!
Теперь освободительная война ведется еще и на экране спецопераций, которые проходят без вашего участия, но сильно влияют на игровой процесс. Награды за успех бывают самые разные: повышение бойца в звании (отличный способ прокачки оперативников, засидевшихся на скамейке запасных), улучшение характеристики, ресурсы, найм новых сотрудников, снижение прогресса проекта «Аватар»… Того самого, из оригинальной XCOM 2: сюжетную-то линию дополнение не меняет. В общем, выгода от таких вылазок, которые проходят без участия игрока, очевидна.
Но возможны и осечки – тогда придется лично эвакуировать солдат (обычно – 2-3 человека) из зоны, в которую постоянно прибывают подкрепления противника. Это лишь один из нескольких новых типов заданий, появление которых оживило кампанию XCOM 2. Есть тут и операции по вызволению пленных бойцов из тюрем инопланетян, которые можно пройти без единого выстрела. Но больше всего разнообразия внесли не новые цели миссий и не оригинальные декорации: честно говоря, локации, состоящие исключительно из подземных тоннелей – сомнительное нововведение, потому как все подобные операции выглядят одинаково, а в окружении даже глазу не за что зацепиться. Нет, главные звезды дополнения после Избранных – странники.
В рядах инопланетян и их марионеток из «Адвента» тоже есть новобранцы: пехотинец-псионик, пехотинец-огнеметчик (советую добивать его издалека) и назойливое существо, которое умеет создавать копию вашего подопечного, одновременно выводя его из игры. Но все это не сказать, чтобы особенно необычно, а вот странники – совсем другое дело. Так называются похожие на зомби монстры, которые обитают в опустошенных захватчиками городах. Они выглядят как зомби, реагируют на происходящее на карте как зомби, атакуют только в ближнем бою как зомби и даже ходят преимущественно толпами. Как зомби. Но называются странниками.
Подвох в том, что эти твари в некоторых миссиях будут появляться в огромных количествах. Взорвали гранату? Странники услышат и прибегут. Устроили шумную перестрелку с «Адвентом»? Вот уже и орда странников выруливает из-за угла. Политических предпочтений у этих ребят нет в принципе, поэтому они с удовольствием бьют как ваших солдат, так и инопланетных. Еще один важный момент: если пристрелить «ходячего», то вы получите дополнительное действие. Сделано это, очевидно, для того, чтобы отряд мог расчищать забитые мертвяками улицы и здания, потому что странников тут бывает не просто много, а невероятно много. Жаль, что подкрепления у них появляются каким-то уж очень халтурным образом: иногда они возникают на ровном месте буквально из воздуха.
В целом, War of the Chosen вносит множество правок в XCOM 2, даром что далеко не каждую из них можно назвать важной. Скажем, дружеские отношения между оперативниками мне не кажутся особенно полезными. А вот усталость бойцов по-настоящему влияет на ход освобождения Земли, потому что любимчиков брать на каждое задание теперь едва ли получится. Или другая мелочь: помните акции устрашения несогласных? Теперь на некоторых из них мирных граждан бывает больше, но их прикрывают управляемые ИИ сопротивленцы. Вопреки всем ожиданиям, «пушечное мясо» на самом деле бывает довольно полезно.
И пускай даже краткое описание ключевых изменений, вносимых в оригинальную XCOM 2 дополнением, занимает пару страниц текста, War of the Chosen – это отличный, но все-таки аддон. С ним XCOM 2 разрастается вширь, но не в ввысь или, если угодно, вглубь. XCOM 2 – это постоянные миссии с таймерами. По ощущениям их стало меньше, но на деле даже на тех операциях, где нет счетчика ходов, вас будут подгонять, скажем, толпами странников. XCOM 2 – это забавные решения ИИ, из-за которых солдат пробежке по прямой линии порой предпочитает забраться на крышу соседнего здания, чтобы через пару метров спрыгнуть с нее. Или тяжелые механические враги, разрушающие объекты, которые им поручили патрулировать. XCOM 2 – это вездесущий генератор случайных чисел и очень малое количество сюжетных заданий. После победы над всеми Избранными вы кроме их вещичек ничего толком и не получите. Дескать, избавились от угрозы – и ладно.
Новые классы хороши, вот только лично я заканчивал кампанию с проверенными десятками часов битв солдатами, а не с представителями экзотических группировок. Пройти XCOM 2 еще раз было приятно: в стратегическом режиме забот значительно прибавилось, да и в сражениях появились новые переменные. Но у меня не было ощущения, что я запустил совершенно новую игру. Поймите меня правильно: отличный аддон и должен как следует раздвигать рамки привычного по оригинальной игре. Но – не более того. Лично мне отдельные особенности Enemy Within нравились намного больше Избранных или фракций сопротивления, но в целом War of the Chosen заметно масштабнее дополнения к первой XCOM. Кстати, сама XCOM 2 стала резвее, а загрузки занимают меньше времени. Чья это заслуга – патча, какого-то DLC или аддона? Не знаю. Мелочь, а приятно.