Древнерусская денежная терминология и денежный счет. Денежные единицы древней руси Реальные курсы русских денежных единиц
Свои монеты на Руси были далеко не всегда, и это общеизвестно. Расчеты производились и услугами, и товаром. Долгое время эквивалентом служили меха. В ходу присутствовал и имперский денарий (Рим), и восточный дирхем, и даже солид Византии. Но эпоха собственных денег неуклонно наступила. Итак....
Серебряники
Первая из отчеканенных на Руси монет была названа серебряником. Она появилась еще во времена кн. Владимира, до Крещения. Недостаток разменной монеты стал ощущаться особенно остро, дирхемов не хватало. Материалом явилось серебро от переплавки последних.
Серебряники чеканились в двух видах дизайна. Сначала это была копия идеи солидов Византии: с одной стороны – престольный кн. Владимир, с обратной – Иисус. Позднее дизайн изменился. Лик Мессии исчез. Его место занял трезубец, родовой герб Рюрика. Портрет князя окружили надписью: «Князь Володимир на престоле, а это – деньги его».
Золотники
Златники присутствовали в ходу, как и серебряники. Их чеканку развернул также кн. Владимир. Только лили монеты, как следует из названия, в золоте. Прототипом златнику послужил византийский солид. Масса была вполне внушительной – 4 г.
Это была довольно редкая и дорогая монета весьма ограниченного тиража. Однако народная молва по сей день хранит ее название в фольклоре. Современные нумизматы могут предъявить публике не больше десятка златников. Оттого и цена их очень высока, как на официальном, так и на черном рынке.
Гривны
Именно гривна стала действительно самостоятельной официальной денежной единицей Руси. Возникла в 9-10 столетии. Представляла собой увесистый золотой или серебряный слиток. Но являлась, скорее, эталоном массы, чем денежной единицей. При помощи гривны отмерялись веса драгметаллов.
Гривны Киева имели 160 г массы и 6-угольную форму соты. Деньги Новгорода представляли собой длинный брусок массой в 200 г. Однако название от разницы внешнего вида изменений не претерпевало. Татары также использовали гривну, ходившую в Поволжье. Она так и называлась, «татарской», имела форму ладьи.
Название денег произошло от совершенно несвязанного с ними предмета – шейного женского обруча, исполнявшегося ювелирами в золоте. Украшение носилось на «гривке». Отсюда – «гривна».
Векши
Совершенный аналог нынешней копеечки, древнерусская векша! Другие ее названия – белка, веверица. По поводу первой версии существует интересное объяснение. Оно гласит, что во время хождения мелкой серебряной монетки ее «натуральным» аналогом была выделанная беличья шкура.
Летописи упоминают, что древняя дань с некоторых племен составляла «одну белку или монету с единого дома». К слову, одна гривна была эквивалентна 150 векшам.
Куны
Обращение восточного дихрема – исторический факт. Не менее популярным был денарий. Их обоих русичи называли «кунами». Почему?
Существует два объяснения. Первое: эквивалентом обеим монетам служили выделанные и клейменые куньи шкурки. К слову, весьма ценные, даже по тем временам. Второе: англоязычное слово «coin» (звучит: «коин»), в переводе – «монета».
Резаны
Резанами назывались «денежные единицы», призванные вести расчет максимально точно. Например, куньи шкурки делились лоскутами, дабы подогнать их под определенную цену товара. Именно эти лоскуты и именовались «резанами» (ударение на вторую «а»).
Дирхемы и денарии составляли эквивалент, поэтому их тоже делили. Сегодня в древних кладах археологи часто находят половинки и четвертинки этих монет. Арабские деньги имели довольно крупное достоинство, чтобы оперировать ими в целом виде при мелких сделках.
Ногаты
Ногата, небольшая разменная монетка, 1/20 гривны. Ее название, как предполагают филологи и историки, пошло от эстонского «nahat» («мех»). Не исключено, что ногаты изначально были «привязаны» к пушнине.
При всем разнообразии монет на Руси довольно примечателен тот факт, что любая торговая вещь «привязывалась» к собственной денежке. Свидетельство тому имеет в своем тексте «Слово о полку Игореве». Там сказано, что будь на престоле Всеволод, невольница ценилась бы в ногату, а раб продавался бы по резане.
До появления своих монет на Руси ходили и римские денарии, и арабские дирхемы, и византийские солиды. Кроме того, расплатиться с продавцом можно было и мехом. Из всех этих вещей и возникли первые русские монеты.
Серебряник
Первая монета, отчеканенная на Руси, называлась серебряником. Еще до крещения Руси, во времена правления князя Владимира, она была отлита из серебра арабских дирхемов, в которых на Руси начал ощущаться острый дефицит. Причем существовало два дизайна серебряников. Вначале они копировали образ византийских монет солидов: на лицевой стороне был изображен князь, восседающий на престоле, а на оборотной – Пантократор, т.е. Иисус Христос. Вскоре серебряные деньги прошли редизайн: вместо лика Христа на монетах стал чеканиться родовой знак Рюриковичей – трезубец, а вокруг портрета князя помещалась легенда: «Владимир на столе, - а се его сребро» («Владимир на престоле, а это его деньги»).
Златник
Наряду с серебряником князь Владимир отчеканил и аналогичные монеты из золота – златники или золотники. Они тоже были изготовлены на манер византийских солидов и весили около четырех граммов. Несмотря на то, что по числу их было совсем немного – до сегодняшнего дня дошло чуть более десятка златников – их название прочно засело в народных поговорках и пословицах: мал золотник, да увесист. Мал золотник, да золото весят, велик верблюд, да воду возят. Недоля пудами, доля золотниками. Беда приходит пудами, а уходит золотниками.
Гривна
На рубеже IX – X веков на Руси появляется уже полностью отечественная денежная единица – гривна. Первые гривны были увесистыми слитками из серебра и золота, которые были скорее весовым эталоном, нежели деньгами – по ним можно было отмерять вес драгоценного металла. Киевские гривны весили около 160 граммов и по форме напоминали шестиугольный слиток, а новгородские гривны были длинным бруском весом около 200 граммов. Причем гривны были в ходу и у татар – на территории Поволжья была известна «татарская гривна», изготовленная в форме ладьи. Свое название гривна получила от женского украшения – золотого браслета или обруча, который носили на шее – загривке или гривке.
Векша
Эквивалентом современной копейки в древней Руси была векша. Иногда ее называли белкой или веверицей. Существует версия, что наряду с серебряной монетой в обращении находилась выделанная зимняя шкурка белки, которая была ее эквивалентом. До сих пор идут споры вокруг известной фразы летописца о том, что же хазары брали в качестве дани с полян, северян и вятичей: монету или белку «от дыма» (дома). Чтобы накопить на гривну, древнерусскому человеку понадобилось бы 150 векшей.
Куна
В русских землях ходил и восточный дирхем. Его, а еще и европейский денарий, тоже пользовавшийся популярностью, на Руси называли куной. Бытует версия, что первоначально куна была шкуркой куницы, белки или лисицы с княжеским клеймом. Но есть и другие версии, связанные с иноязычным происхождением названия куны. Например, у многих других народов, которые имели в обращении римский денарий, для монеты существует созвучное русской куне имя, – например, английское coin.
Резана
Проблему точного расчета на Руси решали по-своему. Например, разрезали шкурку куницы или прочего пушного зверя, тем самым, подгоняя кусочек меха под ту или иную стоимость. Такие кусочки назывались резанами. А поскольку пушная шкурка и арабский дирхем были эквивалентными, то на части делили и монету. По сей день в древнерусских кладах находят половинки и даже четвертинки дирхемов, ведь арабская монета была слишком крупной для мелких торговых сделок.
Ногата
Еще одной небольшой монетой была ногата – она стоила примерно двадцатую часть гривны. Её название принято связывать с эстонским nahat - мех. По всей вероятности, ногата тоже первоначально была меховой шкуркой какого-либо зверя. Примечательно, что при наличии всевозможных мелких денег, каждую вещь старались связывать со своей деньгой. В «Слове о полку Игореве», например, говорится, что, если бы Всеволод был бы на престоле, то невольница была бы ценой «по ногате», а раб – «по резане».
Названия денежных единиц, как элемент любой культуры, подтверждает существование в прошлом единого славянского народа, разрываемого врагами на части в ходе всей его истории, от самого начала и до сего дня.
В каждой национальной системе денежного счета имеется основная единица: в современной русской системе - рубль, у англичан - фунт стерлингов, в древней аттической системе - драхма. Наряду с основной единицей имеются производные. Так, копейка, цент, пфенниг не что иное, как сотые доли рубля, доллара, марки. Но это теперь, а как было раньше?
В научных кругах живет версия, утверждающая, что на Руси-государстве не было национальной валютной системы вплоть до XIV века, когда отмечается возникновение рубля. И это, несмотря на внутреннюю и международную торговлю, какую вели русские купцы!
Однако с такими утверждениями согласны далеко не все. Торговала вся славянская Европа. Сохранились упоминания уникальных денежных единиц на берестяных грамотах. Те же названия находим и в торговых договорах с Византией, и Правде Ярослава. Уникальную терминологию сохранили и современные славянские страны, как след былого единства великой культуры.
Давайте разбираться.
Имеет место как бы отсутствие денег на Руси. Но вот удивление. В каждой пятой берестяной грамоте Новгорода идет речь о финансовых взаимоотношениях: купле-продаже товаров, долговых обязательствах, оплате за работу, завещаниях и проч.
Грамота 526, Новгород, 1050-1075 г., это долговой список.
Перевод прориси:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]».
На различных берестяных грамотах поминаются уникальные денежные единицы:гривны, куны, ногаты, резаны, векши, беле, рубли, полтины.
Куны и ногаты с гривнами встречаются и в "Русской Правде" - древнейшем своде русских законов (XI-XII вв.). В древнем кодексе за преступления и нарушения правил указан определенный денежный штраф именно в этих денежных единицах.
Что это было? Монеты, цветные камушки, или кошачьи лапки? Многих смутило сходство слов Куна с куницей. Даже Карамзин это записал в своей «Истории государства российского». Возникла мысль о кожаных деньгах. Следом в словаре Дьяченко уже встречается девушка = КУНКА, выводимая от слова КУНА как подать жениха за невесту «кунными деньгами». В словаре так и записано, КУНА - шкурка как денежный знак. Однако всем славянам известна шутливая традиция выкупа невесты в день свадьбы.
Действие происходит во дворе дома. Жених должен разгадывать загадки, демонстрируя знания о будущей семье и теще, ему предстоит совершить подвиги во имя любви к своей избраннице. Смысл такого обряда - демонстрация родственникам серьезности намерений жениха. Сам процесс «выкупа» проходит возле дома, где живет невеста. Это конечно не выкуп в смысле приобретения невесты в собственность.
В реальности на Руси девиц не покупали, а наоборот брали за ними приданое. Это и в берестяных грамотах XII века отражено.
Грамота 9, Новгород, 1160-1180, челобитная брошенной жены. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».
Не ведал Карамзин, а фальсификаторы от истории тем более не догадывались, что истина содержится в берестяных листочках, которые на тот момент ещё предстояло раскопать в новгородской земле.
Прасанскрит, язык славян, тюркские наречия волгарей вот что такое русский язык. «Русскей», «русски» эти слова так близки к известному сегодня понятию. «Русски» означает связь родов (на языке Эрзя) и «ruskej» - красный » в смысле направления на географический юг (на языке корелл).
Несколько веков цвета российского флага как и цветной компас карелл символизируют союз народов востока - синий цвет, запада - белый цвет и юга - красный.
Конечно, случайным это не назвать, но.
Весьма опрометчиво толковать дошедшие до нас древние созвучия с позиций современного русского. Кого-то пленяет очарование таких сходств, кто-то этот факт использует для фальсификаций.
Короче в истории, тем более истории славянской и русской, нельзя спешить с выводами.
Перечисленные выше денежные единицы исключительно славянские. Что особо ценно в старинных документах, так это очевидная связь далеких событий с укладом жизни и с проистекающими от этого терминами. Данный фильтр без жалости отбрасывает фантазии фальсификаторов.
Оглянемся на современность.
На обратной стороне современной банкноты номиналом в 1000 хорватских кун , выпущенных в 1993 году, изображён Кафедральный Собор в Загребе.
Представляю далекое будущее. Прочтут потомки о таком «зайчике» и готов вывод - в постсоветской Беларуси деньгами служили шкурки зайцев.
Меховые и липовые деньги - полная нелепость.
Однако эту чушню продолжают муссировать и сегодня. С какой радостью славянофобы распространяют идеи «историка» Шлёцера. Удивляюсь, как только не додумались толковать название копейки платой за товар копьями.
А на самом деле?
Начнем с лип.
Знаете ли Вы, что семь европейских языков носят видоизмененное название месяца "июль". В этих странах название летнего месяца образовано не от римского женского имени Юлия, а от славянского слова "липа", к примеру, хорватский "lipanj".
Липень - месяц, когда цветут липы. Их аромат используют парфюмеры, липовым цветом бабушки лечат внуков. Вряд ли найдется лучшее средство от простуды, чем исконно славянский продукт липовый мёд. Липе посвящены славянские названия множества городов рек, улиц. На карте до сих пор присутствуют Лейпциг, Липецк. В Европе полным полно населенных пунктов с названием «Липица». Или вот Унтер-ден-Линден. Это берлинский бульвар «Под липами».
У славян и догерманских племен липа считалась святым деревом. Различными добродетелями наделяли Липу древнегреческие поэты Гомер, Вергилий, Овидий, Геродот. В России известно женское имя - Липа. Вот в честь такого почитания и возникла монета Липа. Монета как монета, а нам про деревяшки толкуют.
Теперь разберемся со «шкурными деньгами». Вот интересная работа .
Сторонники версии «кожаных» денег у славян опираются на информацию XIII-го века - Записки путешественника Рубрука, разумеется, на латыни. Записки как записки, но вот перевод… . Первый перевод записок сделали в XVII в. на французский язык. В переводе утверждалось, что в южнорусских степях деньгами якобы служили разноцветные кусочки кожи. На этот перевод опирались авторы словарей, возникших не ранее XVII века и, к сожалению Карамзин. Правильность перевода не вызывала сомнений, пока уже современный перевод не показал, что Рубрук писал отнюдь не о деньгах, а о сортах пушнины.
Историкам начала XIX в., хорошо знакомым с "синенькими" и "красненькими" (народное название ассигнаций), как-то удалось убедить самих себя, что на "разноцветных кусочках кожи" даже стояли печати как на ассигнациях XIX века! Одна незадача - такое чудо в натуре никто ещё не обнаружил.
К "переводам" Рубрука в истории добавились странные документы на латыни времен русско-ганзейской торговли, в которых в качестве платежной ценности фигурируют "capita martarorum" (автоматический перевод - "голова куницы"), или вот записки Гильбера де Ланнуа после посещения Новгорода и Пскова. В сочинении от 1412 года говорится, что у русских крупные платежи осуществляются серебряными слитками, а "монетами" служат "головки" куниц и белок.
Представляете картину. Торговый договор заключается в кабаке. Отметив сделку, ушлый новгородец расплачивается с опьяневшим иноземцем головами от селёдок. По логике норманнских переводов выходит, что ганзейские купцы вместо денег принимали от славян всякую ерунду. Это жкак надо своих не уважать. А может и сегодня кто-то в ЕС готов в обмен за свои товары принять от славянских купцов засаленные от употребления "capita martarorum"?
Хоть и идет речь о головах-капитах, однако налицо безголовый подход к переводу терминов Руси, но скорее предвзятый. Как ещё можно характеризовать подобные «труды», если латинская «capita» - голова основа экономики всего мира, трактуется, как и положено для терминов. От «capita» начинается всеобъемлющий термин - КАПИТАЛ. Сегодня этот термин никто не переводит в значении - «голова скота». От этого слова много производных. «Капитан» - главный на корабле. Жаргонизм «капец» - голову потерять или конец власти. А попробуйте по норманской методе перевести известный труд Маркса «Капитал», полное хи-хи получится. Однако до этого не дошло.
Иное дело сочинения о Руси. Тут позволительны любые уничижительные фантазии. Даже привиделись тряпочные деньги наших предков. А между тем…
И вот оно.
Исключительная роль в развитии денежного обращения Европы принадлежит восточным серебряным монетам - дирхемам арабского Халифата и других возникавших на его территории государств.
«Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, - отмечал И.Г.Спасский, - чеканились на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании».
Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII века, быстро приобрел интенсивный характер, а обращение монет протекало на огромной территории, превышавшей земли славянских народов. Наиболее ранние из этих монет найдены в русской земле и датируются 862 годом. Монеты обнаружились в Москве в районе устья ручья Черторый при его впадении в Москву-реку. Сегодня здесь стоит восстановленный храм Христа Спасителя.
А теперь попробуем сами без переводчиков норманистов растолковать смысл славянских денежных единиц.
Современный взгляд показывает, нельзя спешить с выводами о терминах славянской и русской истории переводимых с латыни.
Слово «ногата» связано с арабским глаголом «накада», в значении — сортировать монеты, отбирать хорошие экземпляры. Уже в то далекое время чеканились монеты в подражание арабским дирхемам. Термин связан с денежным оборотом, а не с чьими-то конечностями.
Тоже и с «куной». Т.Ф. Ефремов, создавая свой Толковый словарь русского языка, обратился к восточным традициям тюркских и кавказских народов, и в результате - опять привязка к денежным отношениям.
1) Выкуп, спасающий от кровной мести.
2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи
За что ни возьмись везде в нашей истории проглядывает связь с Востоком, и уж точно не с норманами и латинами.
Западных переводчиков стабильно подводит формализм и созвучность русских слов со словами тюркского происхождения. Даже Ломоносову не удалось переубедить немцев-академиков в очевидном для любого русского факте. Пришлые академики при царском дворе не ведали ни о культуре, ни о языках народов Поволжья, и тем более не владели языковым многообразием Кавказа.
К большому сожалению и сегодня наблюдается похожая картина. Современная наука на полном серьезе повторяет байки о неких кожаных деньгах. Высокие научные чины не задумываясь, подтверждают многовековую глупость, основанную на недобросовестном переводе.
Переводы и традиции Руси.
Формальные переводы известны и сегодня. Вспомните «кузькину мать», помянутую Н.С. Хрущевым в Сокольниках в 1959 г. в споре с Ричардом Никсоном. Тогда переводчики президента США передали своей делегации приглашение первого лица СССР познакомиться с мамой некоего Кузьмы. В ответ Хрущев так прокомментировал свои слова: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела».
Вслед за Хрущевым и наши военные назвали кузькиной мамой, то, что не видела Америка - одну из советских ядерных бомб.
А на самом деле обещание показать кузькину мать это полузабытая шутливая свадебная традиция. Кузька — наименование плётки, которую жених клал в сапог в день свадьбы «на Кузьминки» (1 ноября). Плетка кузька символ супружеской власти. Русские свадьбы всегда наполнены глубокой символикой разноплановых обрядов. Святые Косма и Дамиан (день памяти 1 ноября) считались в русской культуре покровителями свадеб. Свадьбы на Руси сочетались со старинными традициями и скоморошеством. Одной из традиций было переодевание кого-то из гостей в эту самую кузькину мать. Вокруг персонажа разыгрывалось целое представление. От того и носила угроза показать кузькину мать шутливый оттенок. Кузькой прозывали и проказливого домового. На подобных свадьбах во Владимирской области доводилось присутствовать и автору этих строк. Схожие традиции известны и удмуртам и народу Коми. Традиции забываются, а с ними и начальный смысл слов.
Деньги и название единиц - традиция не из последних. Но откуда иноземным историкам времен Петра и Екатерины знать традиции народа, коли даже языка этого народа те «историки» не ведали.
Реальные курсы русских денежных единиц.
Денежная система для гибкости кроме основных единиц должна содержать и их части. При этом эти части должны знать и принимать иноземные купцы и собственные князья.
Согласно Краткой правде (законодательный источник XI в.) 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резан.
Если монеты принимались и проверялись на вес, то были просто необходимы их обрезки в качестве довесков. Эти обрезки чем-то напоминают фазу Луны (вспомним толкование слова «монета» как Монт т.е. Месяц).
Поиск среди обрезках арабской монеты других весовых значений как-то 1/3,1/4, 1/8, 1/12 , 1/24 и даже 1/40 доли арабского дирхема ни к чему не привел. Оказалось, что имеющиеся в распоряжении археологов обрезки не просто части монет, а точные весовые стандартные части равные русским ногатам, кунам, резанам…
Вывод.
Национальные русские денежные единицы строились по следующей схеме:
Гривна как основная единица, привязывалась по курсу к византийской поллитре.
У гривны имелись производные единицы - куна, ногата, резана. Позднее добавились и другие. По сути, это были не монеты, а стандартные единицы денежного веса.
Денежные термины вместо монет и слитков.
Собственных монет не чеканили, за исключением кратковременных попыток сразу после Владимирова крещения, однако оперировали национальными денежными терминами. Впоследствии т.н. киевской гривной стал именоваться монетный слиток весом равным половине византийской литры 163-165г.
После прекращения притока арабских дирхемов в Европу начинается т.н. безмонетный период. Однако прежние названия русских денежных единиц в торговой и административной жизни славян продолжают присутствовать. Что они представляли собой в тот период, рассмотрим в следующей статье. А пока монеты не исчезли, продолжим.
Куна - монета. Куной был и дирхем, и сменивший его западноевропейский динарий, и русский сребреник. Чему тут удивляться? Переход к новому весу и даже виду платежной единицы вовсе не требует отказа от привычного отеческого названия. Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию COIN, появившемуся в Северной Европе на почве обращения уже римского динария. Вытеснив термин "сребро", слово «куна» надолго закрепилось в славянских языках в значении "деньги". Да и само слово «деньги» восходит к очевидному восточному слову ТАНЬГА.
Сегодня в просторечии можно услышать слово «гривенник» как название монеты номиналом 10 единиц. Но мы не всегда имеем в виду 10 копеек. Монетой может оказаться и современная десятирублевая и любая иноземная с номиналом 10. Тоже ис другими номиналами. Даже маршрут московского трамвая № 50 старожилы и сегодня именуют полтинником.
Теперь о Литре.
Её начальное применение обнаружилось ещё в Древней Греции в значении выкупа. Lytron, от lyein, освобождать. Литра - выкупные деньги за личность или за имущество раба. (Михельсон А.Д., 1865).
Здесь мы видим единый системный подход в терминологии, как и в случае русской валютной единицы «куна», служившей первоначально как выкуп кровной мести.
Конечно, при большом желании кто-то может увидеть выкуп раба и за две поллитровки. Но это уже их проблемы. Просто в те времена водку ещё не изобрели.
Связь с Востоком.
Кроме кусочков арабских монет в распоряжении историков имеются гигантские клады подражательных дирхемов чеканенных в древнем волжском Булгаре. Кроме дирхемов в кладах Поволжья найдены и динарии. Но этих монет как будто не видят. Иначе придется признать связь Руси с восточной культурой, но ученые как завороженные повторяют норманнские бредни о Киевской Руси, твердят о безмонетной шкурности, словно боясь очевидного - пересмотра современной историографии.
Известный факт. На монетах Дмитрия Донского русской чеканки имеется как русская надпись, так и татарская. Связь с данническими отношениями тут не причем, их просто не было. Русь подобным образом устанавливала связи своей тогда ещё молодой валюты с рынками Ближнего Востока через Поволжье.
Продолжение следует.
Оригинал взят у yar46 в Имена и термины как история. Часть IV. Денежные единицы Руси
Названия денежных единиц, как элемент любой культуры, подтверждает существование в прошлом единого славянского народа, разрываемого врагами на части в ходе всей его истории, от самого начала и до сего дня.
В каждой национальной системе денежного счета имеется основная единица: в современной русской системе - рубль, у англичан - фунт стерлингов, в древней аттической системе - драхма. Наряду с основной единицей имеются производные. Так, копейка, цент, пфенниг не что иное, как сотые доли рубля, доллара, марки. Но это теперь, а как было раньше?
В научных кругах живет версия, утверждающая, что на Руси-государстве не было национальной валютной системы вплоть до XIV века, когда отмечается возникновение рубля. И это, несмотря на внутреннюю и международную торговлю, какую вели русские купцы!
Однако с такими утверждениями согласны далеко не все. Торговала вся славянская Европа. Сохранились упоминания уникальных денежных единиц на берестяных грамотах. Те же названия находим и в торговых договорах с Византией, и Правде Ярослава. Уникальную терминологию сохранили и современные славянские страны, как след былого единства великой культуры.
Давайте разбираться.
Имеет место как бы отсутствие денег на Руси. Но вот удивление. В каждой пятой берестяной грамоте Новгорода идет речь о финансовых взаимоотношениях: купле-продаже товаров, долговых обязательствах, оплате за работу, завещаниях и проч.
Грамота 526, Новгород, 1050-1075 г., это долговой список.
Перевод прориси:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]».
На различных берестяных грамотах поминаются уникальные денежные единицы:гривны, куны, ногаты, резаны, векши, беле, рубли, полтины.
Куны и ногаты с гривнами встречаются и в "Русской Правде" - древнейшем своде русских законов (XI-XII вв.). В древнем кодексе за преступления и нарушения правил указан определенный денежный штраф именно в этих денежных единицах.
Что это было? Монеты, цветные камушки, или кошачьи лапки? Многих смутило сходство слов Куна с куницей. Даже Карамзин это записал в своей «Истории государства российского». Возникла мысль о кожаных деньгах. Следом в словаре Дьяченко уже встречается девушка = КУНКА, выводимая от слова КУНА как подать жениха за невесту «кунными деньгами». В словаре так и записано, КУНА - шкурка как денежный знак. Однако всем славянам известна шутливая традиция выкупа невесты в день свадьбы.
Действие происходит во дворе дома. Жених должен разгадывать загадки, демонстрируя знания о будущей семье и теще, ему предстоит совершить подвиги во имя любви к своей избраннице. Смысл такого обряда - демонстрация родственникам серьезности намерений жениха. Сам процесс «выкупа» проходит возле дома, где живет невеста. Это конечно не выкуп в смысле приобретения невесты в собственность.
В реальности на Руси девиц не покупали, а наоборот брали за ними приданое. Это и в берестяных грамотах XII века отражено.
Грамота 9, Новгород, 1160-1180, челобитная брошенной жены. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».
Не ведал Карамзин, а фальсификаторы от истории тем более не догадывались, что истина содержится в берестяных листочках, которые на тот момент ещё предстояло раскопать в новгородской земле.
Прасанскрит, язык славян, тюркские наречия волгарей вот что такое русский язык. «Русскей», «русски» эти слова так близки к известному сегодня понятию. «Русски» означает связь родов (на языке Эрзя) и «ruskej» - красный » в смысле направления на географический юг (на языке корелл).
Несколько веков цвета российского флага как и цветной компас карелл символизируют союз народов востока - синий цвет, запада - белый цвет и юга - красный.
Конечно, случайным это не назвать, но.
Весьма опрометчиво толковать дошедшие до нас древние созвучия с позиций современного русского. Кого-то пленяет очарование таких сходств, кто-то этот факт использует для фальсификаций.
Короче в истории, тем более истории славянской и русской, нельзя спешить с выводами.
Перечисленные выше денежные единицы исключительно славянские. Что особо ценно в старинных документах, так это очевидная связь далеких событий с укладом жизни и с проистекающими от этого терминами. Данный фильтр без жалости отбрасывает фантазии фальсификаторов.
Оглянемся на современность.
На обратной стороне современной банкноты номиналом в 1000 хорватских кун , выпущенных в 1993 году, изображён Кафедральный Собор в Загребе.
Представляю далекое будущее. Прочтут потомки о таком «зайчике» и готов вывод - в постсоветской Беларуси деньгами служили шкурки зайцев.
Меховые и липовые деньги - полная нелепость.
Однако эту чушню продолжают муссировать и сегодня. С какой радостью славянофобы распространяют идеи «историка» Шлёцера. Удивляюсь, как только не додумались толковать название копейки платой за товар копьями.
А на самом деле?
Начнем с лип.
Знаете ли Вы, что семь европейских языков носят видоизмененное название месяца "июль". В этих странах название летнего месяца образовано не от римского женского имени Юлия, а от славянского слова "липа", к примеру, хорватский "lipanj".
Липень - месяц, когда цветут липы. Их аромат используют парфюмеры, липовым цветом бабушки лечат внуков. Вряд ли найдется лучшее средство от простуды, чем исконно славянский продукт липовый мёд. Липе посвящены славянские названия множества городов рек, улиц. На карте до сих пор присутствуют Лейпциг, Липецк. В Европе полным полно населенных пунктов с названием «Липица». Или вот Унтер-ден-Линден. Это берлинский бульвар «Под липами».
У славян и догерманских племен липа считалась святым деревом. Различными добродетелями наделяли Липу древнегреческие поэты Гомер, Вергилий, Овидий, Геродот. В России известно женское имя - Липа. Вот в честь такого почитания и возникла монета Липа. Монета как монета, а нам про деревяшки толкуют.
Теперь разберемся со «шкурными деньгами». Вот интересная работа .
Сторонники версии «кожаных» денег у славян опираются на информацию XIII-го века - Записки путешественника Рубрука, разумеется, на латыни. Записки как записки, но вот перевод… . Первый перевод записок сделали в XVII в. на французский язык. В переводе утверждалось, что в южнорусских степях деньгами якобы служили разноцветные кусочки кожи. На этот перевод опирались авторы словарей, возникших не ранее XVII века и, к сожалению Карамзин. Правильность перевода не вызывала сомнений, пока уже современный перевод не показал, что Рубрук писал отнюдь не о деньгах, а о сортах пушнины.
Историкам начала XIX в., хорошо знакомым с "синенькими" и "красненькими" (народное название ассигнаций), как-то удалось убедить самих себя, что на "разноцветных кусочках кожи" даже стояли печати как на ассигнациях XIX века! Одна незадача - такое чудо в натуре никто ещё не обнаружил.
К "переводам" Рубрука в истории добавились странные документы на латыни времен русско-ганзейской торговли, в которых в качестве платежной ценности фигурируют "capita martarorum" (автоматический перевод - "голова куницы"), или вот записки Гильбера де Ланнуа после посещения Новгорода и Пскова. В сочинении от 1412 года говорится, что у русских крупные платежи осуществляются серебряными слитками, а "монетами" служат "головки" куниц и белок.
Представляете картину. Торговый договор заключается в кабаке. Отметив сделку, ушлый новгородец расплачивается с опьяневшим иноземцем головами от селёдок. По логике норманнских переводов выходит, что ганзейские купцы вместо денег принимали от славян всякую ерунду. Это жкак надо своих не уважать. А может и сегодня кто-то в ЕС готов в обмен за свои товары принять от славянских купцов засаленные от употребления "capita martarorum"?
Хоть и идет речь о головах-капитах, однако налицо безголовый подход к переводу терминов Руси, но скорее предвзятый. Как ещё можно характеризовать подобные «труды», если латинская «capita» - голова основа экономики всего мира, трактуется, как и положено для терминов. От «capita» начинается всеобъемлющий термин - КАПИТАЛ. Сегодня этот термин никто не переводит в значении - «голова скота». От этого слова много производных. «Капитан» - главный на корабле. Жаргонизм «капец» - голову потерять или конец власти. А попробуйте по норманской методе перевести известный труд Маркса «Капитал», полное хи-хи получится. Однако до этого не дошло.
Иное дело сочинения о Руси. Тут позволительны любые уничижительные фантазии. Даже привиделись тряпочные деньги наших предков. А между тем…
И вот оно.
Исключительная роль в развитии денежного обращения Европы принадлежит восточным серебряным монетам - дирхемам арабского Халифата и других возникавших на его территории государств.
«Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, - отмечал И.Г.Спасский, - чеканились на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании».
Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII века, быстро приобрел интенсивный характер, а обращение монет протекало на огромной территории, превышавшей земли славянских народов. Наиболее ранние из этих монет найдены в русской земле и датируются 862 годом. Монеты обнаружились в Москве в районе устья ручья Черторый при его впадении в Москву-реку. Сегодня здесь стоит восстановленный храм Христа Спасителя.
А теперь попробуем сами без переводчиков норманистов растолковать смысл славянских денежных единиц.
Современный взгляд показывает, нельзя спешить с выводами о терминах славянской и русской истории переводимых с латыни.
Слово «ногата» связано с арабским глаголом «накада», в значении — сортировать монеты, отбирать хорошие экземпляры. Уже в то далекое время чеканились монеты в подражание арабским дирхемам. Термин связан с денежным оборотом, а не с чьими-то конечностями.
Тоже и с «куной». Т.Ф. Ефремов, создавая свой Толковый словарь русского языка, обратился к восточным традициям тюркских и кавказских народов, и в результате - опять привязка к денежным отношениям.
1) Выкуп, спасающий от кровной мести.
2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи
За что ни возьмись везде в нашей истории проглядывает связь с Востоком, и уж точно не с норманами и латинами.
Западных переводчиков стабильно подводит формализм и созвучность русских слов со словами тюркского происхождения. Даже Ломоносову не удалось переубедить немцев-академиков в очевидном для любого русского факте. Пришлые академики при царском дворе не ведали ни о культуре, ни о языках народов Поволжья, и тем более не владели языковым многообразием Кавказа.
К большому сожалению и сегодня наблюдается похожая картина. Современная наука на полном серьезе повторяет байки о неких кожаных деньгах. Высокие научные чины не задумываясь, подтверждают многовековую глупость, основанную на недобросовестном переводе.
Переводы и традиции Руси.
Формальные переводы известны и сегодня. Вспомните «кузькину мать», помянутую Н.С. Хрущевым в Сокольниках в 1959 г. в споре с Ричардом Никсоном. Тогда переводчики президента США передали своей делегации приглашение первого лица СССР познакомиться с мамой некоего Кузьмы. В ответ Хрущев так прокомментировал свои слова: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела».
Вслед за Хрущевым и наши военные назвали кузькиной мамой, то, что не видела Америка - одну из советских ядерных бомб.
А на самом деле обещание показать кузькину мать это полузабытая шутливая свадебная традиция. Кузька — наименование плётки, которую жених клал в сапог в день свадьбы «на Кузьминки» (1 ноября). Плетка кузька символ супружеской власти. Русские свадьбы всегда наполнены глубокой символикой разноплановых обрядов. Святые Косма и Дамиан (день памяти 1 ноября) считались в русской культуре покровителями свадеб. Свадьбы на Руси сочетались со старинными традициями и скоморошеством. Одной из традиций было переодевание кого-то из гостей в эту самую кузькину мать. Вокруг персонажа разыгрывалось целое представление. От того и носила угроза показать кузькину мать шутливый оттенок. Кузькой прозывали и проказливого домового. На подобных свадьбах во Владимирской области доводилось присутствовать и автору этих строк. Схожие традиции известны и удмуртам и народу Коми. Традиции забываются, а с ними и начальный смысл слов.
Деньги и название единиц - традиция не из последних. Но откуда иноземным историкам времен Петра и Екатерины знать традиции народа, коли даже языка этого народа те «историки» не ведали.
Реальные курсы русских денежных единиц.
Денежная система для гибкости кроме основных единиц должна содержать и их части. При этом эти части должны знать и принимать иноземные купцы и собственные князья.
Согласно Краткой правде (законодательный источник XI в.) 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резан.
Если монеты принимались и проверялись на вес, то были просто необходимы их обрезки в качестве довесков. Эти обрезки чем-то напоминают фазу Луны (вспомним толкование слова «монета» как Монт т.е. Месяц).
Поиск среди обрезках арабской монеты других весовых значений как-то 1/3,1/4, 1/8, 1/12 , 1/24 и даже 1/40 доли арабского дирхема ни к чему не привел. Оказалось, что имеющиеся в распоряжении археологов обрезки не просто части монет, а точные весовые стандартные части равные русским ногатам, кунам, резанам…
Вывод.
Национальные русские денежные единицы строились по следующей схеме:
Гривна как основная единица, привязывалась по курсу к византийской поллитре.
У гривны имелись производные единицы - куна, ногата, резана. Позднее добавились и другие. По сути, это были не монеты, а стандартные единицы денежного веса.
Денежные термины вместо монет и слитков.
Собственных монет не чеканили, за исключением кратковременных попыток сразу после Владимирова крещения, однако оперировали национальными денежными терминами. Впоследствии т.н. киевской гривной стал именоваться монетный слиток весом равным половине византийской литры 163-165г.
После прекращения притока арабских дирхемов в Европу начинается т.н. безмонетный период. Однако прежние названия русских денежных единиц в торговой и административной жизни славян продолжают присутствовать. Что они представляли собой в тот период, рассмотрим в следующей статье. А пока монеты не исчезли, продолжим.
Куна - монета. Куной был и дирхем, и сменивший его западноевропейский динарий, и русский сребреник. Чему тут удивляться? Переход к новому весу и даже виду платежной единицы вовсе не требует отказа от привычного отеческого названия. Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию COIN, появившемуся в Северной Европе на почве обращения уже римского динария. Вытеснив термин "сребро", слово «куна» надолго закрепилось в славянских языках в значении "деньги". Да и само слово «деньги» восходит к очевидному восточному слову ТАНЬГА.
Сегодня в просторечии можно услышать слово «гривенник» как название монеты номиналом 10 единиц. Но мы не всегда имеем в виду 10 копеек. Монетой может оказаться и современная десятирублевая и любая иноземная с номиналом 10. Тоже ис другими номиналами. Даже маршрут московского трамвая № 50 старожилы и сегодня именуют полтинником.
Теперь о Литре.
Её начальное применение обнаружилось ещё в Древней Греции в значении выкупа. Lytron, от lyein, освобождать. Литра - выкупные деньги за личность или за имущество раба. (Михельсон А.Д., 1865).
Здесь мы видим единый системный подход в терминологии, как и в случае русской валютной единицы «куна», служившей первоначально как выкуп кровной мести.
Конечно, при большом желании кто-то может увидеть выкуп раба и за две поллитровки. Но это уже их проблемы. Просто в те времена водку ещё не изобрели.
Связь с Востоком.
Кроме кусочков арабских монет в распоряжении историков имеются гигантские клады подражательных дирхемов чеканенных в древнем волжском Булгаре. Кроме дирхемов в кладах Поволжья найдены и динарии. Но этих монет как будто не видят. Иначе придется признать связь Руси с восточной культурой, но ученые как завороженные повторяют норманнские бредни о Киевской Руси, твердят о безмонетной шкурности, словно боясь очевидного - пересмотра современной историографии.
Известный факт. На монетах Дмитрия Донского русской чеканки имеется как русская надпись, так и татарская. Связь с данническими отношениями тут не причем, их просто не было. Русь подобным образом устанавливала связи своей тогда ещё молодой валюты с рынками Ближнего Востока через Поволжье.
Продолжение следует.
Одно из первых упоминаний о денежных единицах Древней Руси относится к временам Новгородского княжества. Основными платежными единицами были меховые шкурки – куны (мех куницы), ногаты (шкурки с неотрезанными ногами-лапками), резаны – обрезанные шкурки (половинки и т.д.). Впоследствии же эти наименование перешли и на первые монеты, имевшие хождение по территории славянских государств.
Очень долгое время в современной общепринятой истории были принято считать, что первыми денежными единица Руси являлись так называемые кожаные деньги. Кусочки выделанной толстой кожи с тисненными княжескими знаками, с цветными печатями на оборотной стороне служили, по мнению историков XVIII-XIX веков, аналогом ассигнаций или бумажных денег. Однако современные исследования показывают несостоятельность этой теории.
Куфические монеты
Намного благоприятнее в плане изучения денежного обращения период Киевской Руси. Помимо различных археологических находок этого периода, историки располагают не менее многочисленными письменными источниками, свидетельствующими о развитии экономики русского государства.
Период VIII-XI веков был уникальным для финансовой системы Киевской Руси – вся экономика строилась на обороте иностранных денег. В широком хождении были приняты монеты восточных государств, в частности, арабского халифата, а затем и других, возникавших на его территории, государств.
В отличие от большинства встречавшихся славянам монет, арабские дирхемы не имели каких-либо изображений на своей поверхности. Однако каждая монета была щедро исписана особыми надписями – куфи; отсюда и пошло название «куфические». Это существенно затрудняло их идентификацию, и потому на Руси ценность подобной монеты определялась содержанием в ней серебра.
Наибольшего количественного значения обращение серебряных куфических монет достигло к X веку, однако к середине XI века их приток на территории славянских племен практически иссяк. Причиной этому послужили не политические или экономические изменения, как можно было бы подумать, а нечто более прозаическое: на Востоке иссякли разведанные залежи драгоценного металла, наступило время так называемого кризиса серебра. Во внутренних расчетах арабские государства перешли на медные и золотые монеты, денежный приток серебряных дирхемов на территорию славян прекратился.
В основной своей массе куфическое серебро у восточных славян называлось куной. Этим словом обозначались средние по качеству монеты, необрезанные, но уже потертые и не имевшие «полного» веса. Монеты лучшего качества – образцовые, отборные – назывались ногатой. Обрезанное серебро получило название резаны, а кусочки куны – частицы полноценной монеты – назывались веверицей (так в северных землях называлась самая мелкая и наименее ценная шкурка – беличья).
Безмонетное время
Начиная с конца XI века и вплоть до окончания XIII, а в некоторых землях – до середины XIV веков, хождение монет на территории славян практически прекратилось. Объем куфических монет иссяк, изредка попадавшие на славянские земли европейские динарии и восточные золотые дирхемы в массе своей как разменная монета народом не воспринимались. На этот период основным денежным эквивалентом стал серебряный слиток – гривна.
У каждого княжества была принята своя форма гривны или гривенки — от длинной серебряной проволоки до граненого шестиугольника; различались они и весом. Хождение гривны во многом предопределило современную русскую и российскую десятеричную денежную систему. Так, одна гривна часто именовалась рублем, так как ее рубили на куски для получения денежных единиц меньшего «номинала» — денги или, как она была названа впоследствии, копейки.
Первые русские монеты
Рубление гривны на равные доли не могло не породить потребность в последующей идентификации полученных кусочков серебра – денги. На каждом таком расплющенном серебряном кружочке стали ставить оттиск княжеской печати, а затем и различные другие символы. Так в XIV веке появились первые русские монеты.
Принято считать, что чеканка собственных монет впервые началась в Московском княжестве. Затем собственными деньгами обзавелись Суздальско-Новгородское княжество, Рязанское, Тверское и прочие. Однако эта временная градация достаточно условна и базируется на отрывочных данных из летописей и найденных на территориях бывших княжеств кладах.
Характерной особенностью обращения первых русских монет было отсутствие моментного двора в классическом его понимании. И хотя князь номинально обладал единоличной властью на собственную «валюту», фактические чеканка монет стала еще одной отраслью ремесла. Ремесленник-серебряник выкупал у князя право на чеканку и изготовлял монеты всем нуждающимся, то есть тем, кто ее заказывал – купцам, боярам или тому же князю. Говорить о просчитанной и сбалансированной финансовой системе, конечно, при таком подходе невозможно.