Что развивают компьютерные игры у взрослого человека. Компьютерные игры растят гениев
Никита Хохлов
Нейропсихолог, руководитель сектора нейропсихологии в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Эксперт компании «Викиум».
Существует предубеждение, что компьютерные игры исключительно вредны. Каковы их польза и вред с точки зрения клинической психологии и нейропсихологии?
Компьютерная игра - имитация определённой деятельности, будь то гонки, управление самолётом, стратегии, квесты. Всё это существует и в реальной жизни, но в играх упрощено или гипертрофировано, чтобы вызывать интерес.
Важно учитывать два аспекта игр. Первый: игра доставляет удовольствие. А то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия - так формируется зависимость. Второе: сама деятельность, которая имитируется в игре. Она может быть полезна, ведь это тренировка определённых навыков.
В чём выражается положительное влияние, например, игр-симуляторов транспортных средств? Какие функции мозга они развивают?
Игры с управлением транспортными средствами - это взаимодействие с пространством, а этого очень не хватает современным детям.
У 70% детей, которых я вижу на диагностике, наблюдается дефицит функции оценки пространства.
Зрительно-пространственные функции включают ориентировку «право-лево», «верх-низ», сравнение размеров, оценку расположения элементов в пространстве. Дети, которых рано научили читать, почти всегда испытывают с этим трудности. Чтение активирует нейронные сети в левом полушарии мозга, но при этом не активируется правое полушарие, которое до 8 лет по большинству функций мозга является ведущим для нормального развития ребёнка.
Когда одно полушарие работает, второе притормаживается. Обучение чтению с 3–4 лет без одновременного развития конструктивно-пространственных функций может приводить к зеркальному написанию букв и цифр, появляются трудности с оценкой длин. Такие дети очень часто квадраты видят как прямоугольники, плохо запоминают расположение объектов в пространстве.
Если ребёнка учат читать, нужно параллельно давать играть в такие игры, чтобы он ориентировался в пространстве, реагировал на изменения окружающей среды, понимал, что где-то нужно направо повернуть, где-то - налево, где-то - остановиться. Это всё переносится на реальную жизнь, поэтому польза есть.
Помогают ли развитию ребёнка квесты и стратегии?
Детям, с которыми работаю, я советую играть в квесты: это необходимо для развития программирования, регуляции и контроля деятельности. В нейропсихологии это выделяется как особая регуляторная функция мозга, состоящая из трёх частей.
Программирование - возможность составить программу действий до начала их осуществления. Дальше - регуляция . В процессе выполнения программы надо сверяться с замыслом, проверять, нет ли отклонений. И, наконец, контроль - полученный результат надо проверить на соответствие программе.
Регуляторная функция стоит над остальными функциями мозга и очень важна. Люди с неразвитой регуляторной функцией показывают снижение по всем показателям при диагностике. У детей эта функция формируется с 6–7 лет, пик развития в среднем приходится на 12–14 лет.
Игры, требующие выполнения правил (стратегии, квесты), некой программы, в которых нужно что-то выяснять, следовать инструкциям, помогают развивать регуляцию и контроль. Важно, что это происходит в игровой ситуации: ребёнку интересно, обучение протекает не из-под палки, а на непроизвольном уровне.
Игры попроще, требующие несложных действий, где нужно отбивать мячик или расставлять картинки, тоже полезны?
Такие игры используют при разработке электронных интерактивных тренажёров познавательных способностей.
Правда, большая часть сделана без учёта психологических закономерностей, но в любом случае игра, где надо на что-то реагировать и быстро принимать решения, развивает внимание и низшие уровни произвольной регуляции и контроля.
А как быть с шутерами? Там тоже требуется быстрая реакция.
В стрелялках есть позитивные моменты. Это ориентирование в пространстве: там почти всегда идёт движение по коридору, нужно помнить, где был, где не был, куда идти. Развивается внимание и реакция.
Негативный момент - нагрузка на энергоёмкую систему внимания. Нужно постоянно находиться в настороженном состоянии, это давление на подкорковые структуры мозга, которые обеспечивают энергетический баланс. Такая тренировка полезна лишь в определённых количествах. Чрезмерная потеря энергии приводит к растрате нейромедиаторов, которые связывают нейроны. Случаи, когда дети играли несколько дней подряд и умирали, - как раз про это.
Такая игра нравится человеку, он от неё как бы не устаёт, хотя на объективном уровне сверхустаёт. В определённый момент наступает коллапс, когда человеку хорошо, а организм работает из последних сил. Если контролировать такие игры по времени, то они могут быть полезны.
Вы затронули важный вопрос по временным ограничениям. Сколько времени ребёнок может посвящать играм?
Всё индивидуально. Есть дети с определёнными трудностями, врождёнными и приобретёнными, которые быстро устают. Для них ограничений должно быть больше. Думаю, что в активные игры с постоянной концентрацией внимания можно играть не больше часа в день, в случае патологий - не больше получаса. Но желательно проконсультироваться с психологом.
Для игр, где можно остановиться и подумать, вроде квестов, такие серьёзные ограничения не нужны. Если это не мешает повседневной деятельности, учёбе, то этим можно заниматься несколько часов в день.
А теперь про взрослых. Они любят поиграть в Dota, Counter-Strike, World of Tanks. Понятно, что есть эффект расслабления, но есть ли польза?
В моей практике были случаи, когда взрослые признавались, что играют в игры из-за напряжения в обычной жизни.
Лучше искать продуктивные способы справляться со стрессом и не уходить только в игры. Как один из способов - почему нет? Ничего явно плохого в этом нет. Плохо, если это единственный способ расслабиться.
Что касается пользы для мозга, здесь надо вспомнить о том, что пластичность мозга снижается с возрастом. К 7–8 годам количество синапсов у детей становится равным количеству синапсов у взрослых людей, а нервные клетки мало чем отличаются от нервных клеток взрослых. Затем пластичность мозга падает в 12–14 лет и после 17–18 лет, хотя некоторые процессы развиваются и дальше.
Существенных изменений в активности мозга во взрослом возрасте добиться трудно, без помощи нейропсихолога или психофизиолога сделать это правильно практически невозможно. Но психологический эффект может быть, всё зависит от решаемой задачи.
Игры могут поддерживать состояние активности мозга, но не изменять его.
Известно, что вождение машины продлевает умственную активность у пожилых людей. Недавно было исследование, которое показало, что люди, водившие машину в пожилом возрасте, показывают лучшие результаты в познавательных тестах.
С играми, по всей видимости, та же ситуация. Есть исследования, показывающие, что специально разработанные видеоигры стимулируют развитие рабочей памяти и внимания у пожилых людей. Это пока невозможно измерить в динамике с раннего возраста, потому что игры появились относительно недавно и те, кто в них играл, не достигли пожилого возраста. Имеющиеся исследования обычно проводятся на тех, кто до этого не играл.
Как формируется игровая зависимость? И в какие игры лучше играть взрослым людям?
Если игра используется как способ расслабиться, то это получение положительных эмоций, которые нужно контролировать. Человек может выбирать, когда это делать, и управлять дозой положительных эмоций. Любая физиологическая система стремится к положительному подкреплению, поэтому человек без внешнего контроля и достаточного волевого контроля будет всё больше играть и стремиться уйти в зависимость.
Взрослым полезно играть в игры, которые несут познавательную функцию, например обучающие квесты с энциклопедическими сведениями. Хотя называть конкретные жанры было бы неправильно: всё дело в психологических механизмах и функциях мозга, которые реагируют на игру, а не в самом жанре.
Многих беспокоят игры со сценами насилия и жестокости. Якобы это провоцирует подростковое насилие. Они действительно так плохо влияют? Есть ли в играх что-то более опасное, чем сцены насилия?
Да, были разговоры, что игры со сценами насилия провоцируют преступность, но исследования это опровергли. Подавляющее большинство детей и подростков прекрасно различают игровые и жизненные ситуации.
Более того, определённая агрессия, которая могла бы быть реализована в жизни, находит выход в игровой ситуации, что уменьшает агрессивное поведение.
Хуже в играх другое - иллюзия обратимости последствий.
Жестокие сцены в играх могут вызывать дополнительный интерес, но в большинстве случаев это ограничивается поиском в интернете информации о способах убийства, пыток, но это скорее познавательная ситуация, чем стремление к насилию.
Некоторые литературные произведения и фильмы куда сильнее провоцируют агрессию.
Например, известен феномен книги «Страдания юного Вертера » Гёте, которая вызвала целую волну самоубийств в Европе, потому что многим хотелось быть похожими на главного героя. Здесь стирается граница между самоубийством в реальной жизни и самоубийством в художественном произведении.
В игре обычно эта граница не стирается, всё нарочито искусственно, происходит в рамках экрана, который человек видит перед собой, и с реальной жизнью крайне редко смешивается. Если и смешивается, то это происходит у людей, которые и до игр испытывали трудности с восприятием реальности, имели бредовые построения, связанные с существованием альтернативных реальностей.
Выводы
- Компьютерные игры помогают детям развивать пространственные навыки, регуляцию и контроль, а также внимание.
- В активные игры ребёнку можно играть не больше часа в день.
- Игры - неплохой способ справляться со стрессом, если не допускать возникновения зависимости.
- Компьютерные игры помогают взрослым людям поддерживать активность мозга.
- Полезно играть в игры с познавательными элементами: квесты, стратегии, обучающие игры.
- Компьютерные игры могут снижать адекватность поведения, что может привести к необдуманным поступкам. Но насилие и агрессию сами по себе они не вызывают.
Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.
Какие качества развивают игры в детях:
- Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
- Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
- Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.
Физические качества, которые развивают игры
В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.
Основные физические качества, которые развивают игры:
- Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
- Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
- Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
- Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
- Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.
Интеллектуальные качества, которые развивают игры
Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.
Какие качества развивают игры и в чем их польза:
- Аналитическое мышление – умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;
- Логику – способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;
- Дедукцию – способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;
- Важное качество, которое развивает игра – это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;
- Прогнозирование – формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;
- Абстрактное мышление – способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;
- Образное мышление – умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;
- Концентрацию – способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.
Социальные качества, которые развивают игры
Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.
Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.
Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:
Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.
По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.
Видео с YouTube по теме статьи:
Сегодня родители и медики бьют тревогу по поводу того, что молодёжь злоупотребляет компьютерными играми. В то же время учёные доказали, что от компьютерных игр есть польза. Во всяком случае, когда речь идёт о повседневных и жизненно необходимых навыках. Безусловно, это вовсе не значит, что нужно просиживать за компьютером дни напролёт. Но знать о пользе таких игр весьма полезно.
1. Концентрация и контроль
«Call of Duty»
Всем известно, что лучшие игры - это сложные. Победа над кажущимся «невозможным» боссом или получение «сверхмудреного» достижения приносят удовольствие. Этот прилив дофамина действительно учит людей упорству и личной ответственности.
«Награда», которую получает мозг, обучает человека концентрации при выполнении чего-либо и помогает ему контролировать ситуацию вокруг себя. Эти навыки легко применяются в реальном мире.
2. Терапия
«SPARX»
В 2012 году исследовательская группа в Новой Зеландии использовала игру под названием «SPARX» для лечения депрессивных подростков. Стоит отметить, что данная игра была специально разработана для обеспечения терапии детям. В исследовании участвовали 168 подростков со средним возрастом 15 лет, которые страдали от депрессии.
Половина из них использовалась в качестве контрольной группы и регулярно проходила собеседования с психологами, а другая играла в «SPARX». Группа пользователей «SPARX» продемонстрировала обнадеживающие результаты: 44% игроков полностью оправились от депрессии, по сравнению с 26% в контрольной группе.
3. Брак
«Pokemon-Go»
Игры, которые имеют большой следующий или социальный аспект, действительно могут помочь завести новых друзей. Некоторые игры даже требуют от человека больше прогуливаться на свежем воздухе (к примеру, «Pokemon-Go»). Реальная выгода в данном случае заключается в сообществе, которое образуется для совместного опыта.
Игровые соглашения, онлайн-многопользовательские сессии и соревнования помогают игрокам встречаться с новыми людьми и заводить дружбу по интересам. Более того, некоторые счастливые супружеские пары познакомились в онлайн-играх.
4. Повседневные навыки чтения
«Rayman Raving Rabbids»
В феврале 2013 года итальянские исследователи представили доказательства того, что компьютерные игры могут помочь повседневным навыкам, таким как чтение. Были взяты две группы детей в возрасте от 7 до 13 лет.
Одна группа играла в «Rayman Raving Rabbids», а другая в более медленную игру. Когда через некоторое время были протестированы навыки чтения двух групп, обнаружилось, что те, кто играл в экшн-игру, могут читать быстрее и точнее.
5. Многозадачность
«Call of Duty»
Интенсивная ситуационная осведомленность и управление, необходимые при игре в «стрелялки», такие как «Call of Duty», как представляется, улучшают способность геймеров одновременно заниматься визуальными и слуховыми задачами.
Это может показаться очевидным, но подобное действительно помогает в реальной жизни. Разработка многозадачности - это прекрасный навык, который стоит освоить для повседневной жизни. Это помогает производительности в целом.
6. Память, моторика, навигация
«Super Mario 64»
В 2013 году немецкие исследователи изучали, как старые компьютерные игры, такие как «Super Mario 64», влияли на мозг игроков. Они попросили 23 взрослых в возрасте 25 лет играть в «Super Mario 64» 30 минут в день в течение двух месяцев. У исследователей также была контрольная группа, которая вообще не играла в игры.
Итоги были просто потрясающими. После сканирования мозгов игроков и контрольной группы с использованием МРТ-машины, обнаружилось, что у геймеров наблюдается заметное увеличение серого вещества в правом гиппокампе, правой префронтальной коре и мозжечке. Это области, ответственные за память, стратегию, тонкие моторные навыки и пространственную навигацию.
7. Улучшение зрения
series «Wolfenstein»
Исследование, проведенное в 2009 году в Рочестерском университете, показало, что стрельба по «плохим парням» может улучшить зрение. Игроки, которым нравилось «отстреливать» пиксельных врагов в таких играх, как «Unreal Tournament 2004» или «Call of Duty», способствовало усилению функции контрастной чувствительности.
Это способность различать тонкие изменения яркости изображения. Более того, это один из первых визуальных навыков, появляющихся у детей, который со временем ослабевает. Исследователи также считают, что компьютерные игры могут использоваться в будущем для коррекции плохого зрения.
8. Уровень интеллекта
«Call of Duty»
Пока неясно, улучшают ли компьютерные игры общий уровень интеллекта, похоже, что они помогают научить человека новым навыкам и укрепить их. Это не обязательно означает, что человек станет умнее.
Есть несколько игр, которые были разработаны для улучшения способности разрешения проблем, критического мышления и понимания прочитанного. Конечно, есть также большое количество учебных приложений и игр для детей всех возрастов.
9. Общее качество жизни
«Unreal Tournament»
Независимо от того, является ли человек хардкорным геймером или нет, компьютерная игра может улучшить его общее качество жизни. Она может, например, улучшить его физическую форму или помочь достичь своей цели. Если подумать о себе как о персонаже 1-го уровня, можно определить области, нуждающиеся в улучшении.
После этого нужно работать над этими способностями и следить за своим прогрессом. Так можно «проработать» практически все аспекты жизни. Можно использовать стратегии, которые были разработаны в играх, и применять их в реальной жизни, чтобы достичь своих целей.
БОНУС
Тем, кто совсем против компьютерных игр стоит узнать про .
Некоторые готовы с пеной у рта доказывать, что игры – полезное явление. Другие заявляют, что от игр один только вред. Не стану пускаться в размышления, а просто опишу, какую пользу от игр удалось извлечь мне, ребенку, в далеком 1991 году начавшему свое весьма продолжительное общение с компьютером.
Плюсы компьютерных игр:
стало легче заниматься монотонной работой (Diablo 2)… или я просто всегда был занудой?
стало легче искать потерянную вещь (Deus Ex);
легче что-либо упаковывать (ролевые игры, а также игры-головоломки);
научился ориентироваться по карте (серия Doom и ему подобных);
развил пространственная память (Wolfenstein 3-D);
научился ориентироваться в пространстве по слуху и по памяти (Quake и ему подобные);
подучил английский (The Longest Journey, Wing Commander: Prophecy, Blood Omen: Legacy of Kain, Deus Ex и его модификация The Nameless Mod, Septerra Core);
развил внимательность («Сокровища Монтесумы», Lines 98);
немножко подготовился к жизни:
Planescape: Torment – узнал о-о-очень много новых и интересных историй из опыта различных людей;
Deus Ex – впервые в жизни встал перед сложным выбором, в котором ни один вариант мне не нравился;
Icewind Dale при игре одиночкой, Diablo 2 при игре «неправильными» персонажами, Lines 98 – получил опыт борьбы с унынием, когда опускаются руки и хочется все бросить и начать сначала;
Fallout 1, S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, Deus Ex: The Nameless Mod – получил некий опыт ориентирования в абсолютно незнакомых условиях;
S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти – получил опыт поиска работы (нужны деньги – ищи работодателей, спрашивай, предлагай свои услуги);
Majesty, серия X-COM (UFO) – почувствовал себя менеджером, научился планировать пибыль и организовывать занятость людей
пережил множество интереснейшых и увлекательнейших приключений (Planescape: Torment, Archimedean Dynasty, Blood Omen: Legacy of Kain и вторая его часть - Soul Reaver, Wing Commander: Prophecy, серия Space Quest, серия Quest for Glory, серия The Legend of Kyrandia, серия StarCraft, серия S.T.A.L.K.E.R., The Longest Journey, Lander, The World of Goo («Корпорация Гуу»), Septerra Core, Sanity: Aiken’s Artifact, Вангеры, Parkan: Хроники Империи, The Lost Vikings 1 и 2, Abe’s Oddysee и Abe’s Exoddus, Fable, Twinsen’s Odysey 1 и 2);
просто получил некий толчок, импульс, допинг, дающий силы поверить в себя, дающий силы изменить свою жизнь. Такими достижениями были: пройти первую миссию Fallout: Tactics на сложном уровне сложности без сохранений, пройти без всяких кодов и читов когда-то непройденную игру (Evolva, Ascendancy, Icewind Dale, Baldur’s Gate, Majesty, X-COM - она же UFO, Prince of Persia 1 и 2), пройти игру на свой «нестандартный» манер, найти себя (Planescape: Torment, Diablo 2, Deus Ex и его модификация The Nameless Mod)
Минусы компьютерных игр:
формируется психическая зависимость;
начинаются изменения в поведении - человек начинает делать в реальной жизни то, что он привык делать в игре: воровать ли, грубить ли, решать все проблемы грубой силой…;
игра требует много времени;
формируется дефицит живого общения – происходит десоциализация (отрыв от общества), затормаживается психическое развитие, на фоне чего могут развиться комплексы;
теряется ощущение смерти – для меня стало почти одинаково, умер ли живой человек или горстка пикселей на экране.
Длительный опыт общения с компьютером позволяет с уверенностью сказать: утверждения поборников компьютерных игр, что игры развивают интеллект и реакцию, к сожалению, по большей части - мифы. Рассмотрим каждый из них в отдельности:
1) «игры развивают интеллект» - 90% игр развивают не столько интеллект, сколько специфические навыки, в частности навыки владения мышью и клавиатурой, а также умение одновременно владеть разными руками (левая жмет на клавиши, параллельно правая двигает мышь), но пригождаются они в большинстве случаев исключительно при игре в компьютерные игры. Редкая игра нацелена на развитие интеллекта игрока (Lines, «Сокровища Монтесумы», Portal), и, к сожалению, эти игры почти никогда не становятся популярными;
2) «игры развивают реакцию» - к сожалению, развитая посредством игры реакция бывает привязана почти полностью только к навыкам владения клавиатурой и мышкой (см. выше). Мне на секции айкидо моя великолепная реакция помогала мало.
«Все на самом деле так плохо?» - спросите Вы. «Не совсем», - отвечу я. Компьютерные игры несут в себе как вред, так и некоторую пользу. Вопрос только в том, в каком случае польза перекрывает вред, а в каком вред намного больше пользы.
Давно известно, что дошкольная подготовка детей играет немаловажную роль. Все малыши обладают подвижным характером, повышенным чувством любопытства и низким осознанием ответственности. И ребенку, до школы посвященному только играм и развлечениям, очень трудно будет перестроиться и привыкнуть к новой для него роли - ученика , который должен прилежно и спокойно вести себя на уроках, слушать учителя, запоминать новый материал и регулярно готовить домашние задания.
Поэтому
такое внимание уделяется подготовке ребенка к школе. Но за это время нужно не
просто привить ребенку дисциплинированность, объяснить ему новые правила и обязанности,
и научить хотя бы элементарному счету и чтению. Нужно развить его моторные навыки,
память, воображение, реакции и логику. И лучшим помощником в этом могут стать
специализированные компьютерные игры .
И не спеши презрительно кривиться и возмущенно фыркать!
Эти занятия совершенно
не будут походить на развлечение и пустую трату времени. В разработке этих программ
принимали участие детские психологи, и создавались они именно для того, чтобы
помочь тебе правильно и успешно подготовить малыша
к школе , исправить упущения или ошибки, допущенные при его развитии. А красочность
и наглядность превратят настоящий урок в подобие игры и облегчат ребенку восприятие
нового материала. Присмотрись, ведь для того, чтобы перейти на следующий уровень,
нужно сложить из кубиков имя принцессы, чтобы добыть меч - расставить правильно
фигуры, а чтобы найти подсказку - разгадать головоломку.
И не волнуйся - современная компьютерная техника совершенно безопасна для твоего малыша и не принесет ему никакого вреда, если ты будешь соблюдать некоторые правила и объяснишь их важность своему ребенку. Во-первых, конечно же, малышу не следует проводить за компьютером слишком много времени. Для детей от 3 до 5 лет будет достаточно двадцати минут в день, а ребятам постарше, 6-10 лет, можно заниматься от получаса до сорока пяти минут.
Объясни ребенку, что он
должен:
- не трогать провода и части машины, не относящиеся к уроку;
-
не трогать розетки;
- аккуратно обращаться с клавиатурой
и мышью ;
- не сидеть слишком близко к экрану монитора - он должен находиться
от глаз ребенка не ближе вытянутой руки;
- при неисправности компьютера или
сбоях в работе программы позвать родителей и ничего не трогать самому.
Какие
же существуют компьютерные игры и как они могут помочь твоему ребенку подготовиться
к школе?
Специалисты разделяют их не несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление и память ребенка;
- улучшающие координацию
движений (мелкую моторику рук);
- развивающие навыки счета и чтения;
-
развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие художественный вкус
и музыкальный слух ребенка.
Рассмотрим, например, развитие
памяти.
Психологи утверждают, что проблема детишек в том, что они не умеют
запоминать вещи и события по необходимости. Память малышей работает самопроизвольно,
запоминая только наиболее яркие и эмоционально сильные впечатления, которые не
могут не "врезаться в память". А, идя в школу, первокласснику
просто необходимо уметь запоминать новые знания "по необходимости", а не спонтанно.
Как действует игра? Она просто ставит малыша перед необходимостью запомнить что-либо,
чтобы использовать это в процессе
игры , а красочность и необычность впечатлений облегчают этот процесс, способствуют
запоминанию.
Наиболее популярными из игр этого класса являются, например,
игры, где необходимо собрать картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка
демонстрируется в течение какого-то времени. Или найти и убрать все парные картинки
из группы, при этом все картинки закрыты, и можно открыть одновременно не более
двух. Или запомнить месторасположение группы предметов, а затем, когда их перемешают,
расположить их по своим местам или указать отсутствующие.
Весьма полезны игры, развивающие мышление ребенка . Не замечала ли ты, как трудно малышу перестроиться на счет "в уме", без использования собственных пальчиков, или научиться читать "про себя", а не вслух? Это происходит потому, что ребенку необходима опора на какие-то внешние средства, которые являются для него символами (пальцы при счете). Игры помогают малышу постепенно абстрагироваться от реально существующих в мире вещей. Так, начиная с объектов хорошо знакомых ребенку, например яблок или кукол, давая ребенку понять, что это всего лишь знаки, а не реальные вещи, программа постепенно меняет их, преобразуя в объекты ирреальные, которых нет в реальности, таким образом развивая знаковую функцию сознания, то есть понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира - это и реальные предметы, и картинки с их изображением, и слова, и наши мысли… Так ребенок учится оперировать не только реальными вещами, которые он может потрогать, но и образами. Здесь хороши игры на нахождение логической пары или распределение предметов по какому-то принципу.
Также существуют программы, способствующие формированию у ребенка, так называемых, сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование важных психических качеств. В таких программах, эталоны цвета или размера часто прячутся в каком-то предмете, и задачей ребенка является найти нужный эталон.
Ну, а о важности развития моторных реакций ребенка и говорить не приходится! Ведь даже в начальной школе у некоторых детей возникают затруднения с понятиями "право" и "лево", трудности с записью "на слух" - психологи называют это координацией совместной деятельности зрительного (или слухового) и моторного анализаторов). Компьютерная игра же легко может помочь в преодолении этих проблем. Ведь в любой игре ребенок должен одновременно нажимать на определенные клавиши (что развивает мелкую мускулатуру рук и готовит ребенка к письму) и следить за тем, что происходит на экране. А от того, как быстро ребенок сможет нажатием нужной клавиши изменить положение героя игры, зависит ее финал.
Важную роль играет и подбор программы, подходящей твоему малышу по возрасту. Конечно, если ты посадишь пятилетнего малыша его за красочный и несложный квест, пользы будет маловато.
Для самых маленьких детишек рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же, подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет, или сравнить два рисунка.
Для детей 5-7 лет будут хороши игры, требующие от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонажа (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного содержания. При этом, дополнительно, рекомендуется еще попросить ребенка придумать герою имя, рассказать, кто он, сочинить какую-то историю с его участием, которую, к тому же, можно проиллюстрировать на компьютере . Здесь будет незаменима твоя помощь - если твой ребенок испытывает какие-то затруднения, начни историю сама и пусть он продолжит ее.
С 8 лет будут полезны, так называемые, конструкторские игры, в которых необходимо собрать определенную геометрическую фигуру из нескольких данных, или, наоборот, разбить ее на заданные части. Подойдут и игры с лабиринтами или несложные и красочные квесты-бродилки с логическими загадками и заданиями на сообразительность и реакцию.
Но не нужно думать, что компьютер - это волшебник, который легко подготовит твоего малыша к школе, выработает у него необходимые способности и навыки. Очень многое будет зависеть и от тебя самой. Заинтересовать ребенка, поддержать эту заинтересованность, ненавязчиво подсказать, подтолкнуть к правильному решению.
И, конечно же, очень важна твоя похвала и улыбка! Не забывай, что ваши занятия - это все-таки учеба. И именно ты - учитель, а компьютер со всеми своими возможностями - не более, чем инструмент, призванный помочь тебе справиться с ответственной и нелегкой задачей дошкольной подготовки ребенка.